Расчеты не бывают лишними: купить или арендовать частный самолет?

Идея практически всех путешественников, которые пользуются частной авиацией, заключается в следующем: «Для роскошных полетов не обязательно владеть частным самолетом».

В современном мире доступна уникальная опция, позволяющая арендовать частный самолет, а это практически то же самое чувство, словно вы владеете воздушным судном, причем  без суматошного трафика, а также постоянных задержек, свойственных регулярным рейсам коммерческих авиакомпаний. Состоятельные люди часто прибегают к услугам частной авиации, но обязательно наступает тот день, когда приходится взвесить вопросы аренды или покупки частного самолета.

Итак, сколько же на самом деле стоит содержание собственного воздушного судна?

Стоимость содержания и обслуживания зависит от возраста частного самолета, его габаритов и условий полетов. Ухоженный лайнер имеет долгую жизнь, и вы должны быть очень довольны этим фактом, поскольку покупка и эксплуатация подержанного самолета обойдется вам на миллионы долларов дешевле, нежели покупка нового судна.

Так, например, вам понадобится 1,5 миллиона долларов, чтобы купить турбовинтовой лайнер Beechcraft King Air B200, а для приобретения легкого джета Cessna Citation CJ2+ необходим бюджет около $3,3 млн. В то же время покупка бизнес джета Bombardier Global 5000 обойдется уже в $25,9 млн.

Теперь насущный вопрос: останавливаются ли затраты на этом? Нет!

Давайте исходить из идеи, что вы хотите купить частный самолет, предположим, это ваша цель, достижения которой вы будете добиваться любыми путями. Итак, вот несколько фактов, которые необходимо учитывать при желании приобрести частный джет.

  Содержание и ремонт бизнес-джетаТехническое обслуживание после окончания гарантийного срока

Равно как и все остальные средства передвижения (автомобили, мотороллеры и прочие  стотысячные и миллионные расходы), частные самолеты имеют тенденцию обесценивания – вне зависимости от их первоначальной стоимости, дорогостоящие «игрушки» также могут терять в цене.

После того, как на воздушное судно заканчивается гарантийный срок обслуживания, вам неизбежно придется платить за содержание лайнера, но только эти траты будут погашаться из вашего собственного кармана. Будь то плановое или внеплановое обслуживание, величина затрат будет колебаться от сотен тысяч до миллионов долларов в год. В частности, незапланированный ремонт крупного джета обойдется вам гораздо дороже, чем вы ожидали.

Не забудьте добавить к этому расходы на аренду частного самолета или на покупку билетов на коммерческий авиарейс, которыми вы будете пользоваться, пока собственный лайнер выведен из эксплуатации на ремонт.

Но давайте не будем слишком негативно относиться к этим вопросам, все-таки владение собственным лайнером – это мечта. Большинство подержанных самолетов, в зависимости от их возраста и модели, покрывались гарантийным обслуживанием, поэтому к моменту окончания гарантии они пребывают в годном для эксплуатации состоянии. Хорошая новость заключается в том, что, несмотря на почтенный возраст, подержанные частные самолеты подлежат модернизации, включая возможность создания современного интерьера, установку технологичной связи и бортовой электроники.

Как владельцы справляются с расходами?

Не стоит ориентироваться на тех, для кого покупка частного самолета стала инвестицией. Действительно, многие лайнеры покупаются для того, чтобы в свободное время использоваться для чартеров – это способно частично  компенсировать бесконечные операционные и текущие расходы на техническое обслуживание. Собственники отдают свои роскошные лайнеры управляющим компаниям, а взамен получают доход, позволяющий содержать частный самолет. В частности, самая большая статья расходов – топливо – как правило, перекладывается на плечи управляющей компании. Конечно, владелец воздушного судна также платит компании за менеджмент и организацию сторонних рейсов.

Поэтому, зная все это и принимая во внимание перечисленные аспекты, вы можете рассмотреть вопрос покупки подержанного воздушного судна, поскольку любой лайнер (как, впрочем, и другие транспортные средства) со временем обесценится.

Каковы другие затраты?

Помимо обслуживания частного самолета существует целый список издержек, с которыми сталкивается каждый владелец судна. К ним можно отнести проверку безопасности (инспекцию), страхование лайнера и затраты на ангар (парковка лайнера). Еще одна статья затрат, которых вряд ли удастся избежать, – расходы на репозиционирование, т.е. оплата обратного перелета судна к месту постоянного базирования. Помимо топлива и зарплаты экипажа, необходимо учесть время простоя, когда самолет перемещается из города последнего совершенного рейса к месту следующего вылета или стоянки. Затраты на все перечисленное могут быть огромными.

Вам, конечно, не стоит разочаровываться в идее купить частный самолет, поскольку сдача судна в аренду позволит покрыть часть расходов, упомянутых выше. От тонкостей и нюансов владения джетом перейдем к тому, что может предложить иная опция – аренда.

Затраты и преимущества аренды частного самолета

В аренде джета есть ряд неоспоримых преимуществ, например, сокращение эксплуатационных расходов и отсутствие «головной боли», связанной с владением. Современные молодые люди, которые успели добиться хорошего финансового благосостояния, очень любят путешествовать. А кто не любит? Даже интроверты, которые предпочитают контакты с внешним миром сводить к минимуму, не откажутся от возможности увидеть другой уголок планеты.

Согласно данным Forbes, состоятельные молодые люди, которых теперь принято называть миллениалами, очень ценят приватность и возможность эффективно тратить драгоценное время, а все это гарантирует частная авиация. Однако покупка собственного лайнера – последний вариант, который они рассматривают (даже если финансово могут себе это позволить).

Чтобы не быть предвзятыми, стоит перечислить и те расходы, к которым стоит быть готовым при аренде судна.

Как можно себе представить, аренда частного самолета – это гораздо больше, нежели аренда автомобиля. Профессиональные чартерные брокеры имеют четкую калькуляцию, куда входят сборы за посадку, расходы на топливо, зарплата членов экипажа и иные расходы, вплоть до самых незначительных затрат. Выбрать оптимальное предложение – не значит ориентироваться исключительно по цене, сюда также входит конфиденциальность и возможность эффективного времяпрепровождения, а также ряд дополнительных услуг, которые может оказать перевозчик.

Собираясь забронировать рейс на частный самолет, необходимо понимать, что львиная доля расходов будет состоять из платы за топливо, но помимо этого есть целый ряд затрат, которые также нельзя сбрасывать со счетов.

– Плата за посадку. Размер этого сбора варьируется в зависимости от аэропорта и зависит от габаритов и веса воздушного судна. Как правило, речь идет о сумме $100-500, которая впоследствии используется для поддержания взлетно-посадочных полос и зданий аэропортов.

– Плата за стоянку взимается, когда самолет припаркован в аэропорту в течение продолжительного времени.

– Сегментные сборы – это государственный налог, исчисляемый из расчета на каждого пассажира.

– Федеральный акцизный налог применяется к каждому рейсу. Во всех странах он разный, но для ориентира можно исходить из среднего показателя 7,5%.

В зависимости от запланированного маршрута, с вас могут взимать:

– Командировочные членам экипажа. Питание, транспорт и проживание членов лётной команды будет обходиться от $150 до $600 в сутки.

– Суточные членам экипажа.  Эта статья расходов применяется в однодневных поездках и включает питание команды. Около $75 на человека в день.

– Также существует плата за время ожидания (простоя), она начисляется за тот период, когда самолет не выполняет очередной рейс. Лучше заранее узнать у оператора, сколько вы должны будете заплатить за время, когда частный самолет ожидает вас в аэропорту. Приложите небольшие усилия к переговорам.

– Плата за малый радиус действия – это официальное название сбора, который взимается, если ваше путешествие запланировано на расстояние, меньше минимально допустимого (около 750 км). Короткие расстояния означают, что самолет должен лететь на более низкой высоте, что подразумевает более высокий расход топлива. (А топливо, как вы помните, является самой масштабной тратой).

Кроме того, существует плата за репозиционирование, о которой уже упоминалось ранее.

– Сбор за односторонний перелет. Эта плата взимается, когда чартерная компания вынуждена отправлять обратно к месту постоянного базирования пустой частный самолет. Если вам необходим перелет только в одну сторону, попросите оператора подобрать перегонный рейс, который обычно сопровождается внушительной скидкой.

– Плата за обработку антиобледенителем. Эту цифру трудно предсказать, но вам может быть выставлен счет, если ваша поездка пройдет в зоне повышенного холода и снегопада.

– Конечно, при перелете в зарубежные страны могут взиматься международные пошлины за разрешения, таможню и налоги.

– Плата за комплексные обеды (помимо стандартных легких снеков и напитков) автоматически включится в ваш счет.

– Телефонная плата будет включена, если вы пользуетесь на борту телефоном со спутниковой связью.

– Также стоит быть готовым к плате за уборку. Она войдет в счет, если вы путешествуете вместе с домашним питомцем или если в дороге приключилась какая-либо неприятность. Роскошный салон самолета не должен иметь следов пыли, шерсти или грязных разводов.

Подытоживая затраты, стоит сказать, что частная авиация предлагает качественный сервис и стоит каждого затраченного рубля / доллара / фунта / евро. Хорошая новость заключается в том, что затраты на аренду лайнера все равно не так высоки, как расходы на покупку и содержание собственного частного самолета. Рассуждая о затратах, стоит сопоставлять тысячи против миллионов.

Чтобы не утомлять вас лишним расчетами, чартерные операторы разработали схему обобщенного ценообразования, в рамках которой каждая деталь не выделена в отдельный счет. Гарантированная цена означает, что впоследствии не будут выставлены дополнительные счета, если обстоятельства полета повлияют на фактические затраты. Надежный перевозчик не будет включать скрытые расходы и прописывать договорные нюансы мелким шрифтом. Затраты могут возрасти только из-за необходимости уборки, поставки специального питания и обработки корпуса судна антиобледенителем.

Резюмируя, стоит сказать, что аренда частного самолета дает тот же уровень комфорта, что владение собственным лайнером, за исключением ответственности и расходов, которые ложатся на плечи собственников.

Ольга Шошина