Глобальное распространение COVID-19, ограничения на поездки и сокращение сетей сообщения регулярной авиации оказали серьезное влияние на частную авиационную отрасль. Цель этой статьи — показать на основании данных с рынка, какие тенденции уже наблюдаются в этой отрасли и какие изменения могут произойти в течение следующих нескольких месяцев.
С началом кризиса наблюдался спад спроса на целевые (деловые командировки, отдых) полеты, который был быстро компенсирован краткосрочным увеличением количества рейсов по возвращению граждан, находящихся за пределами стран постоянного проживания (репатриации). Это привело к тому, что число запросов на полеты частным самолетом за последнюю неделю выросли в три раза. Многие эксперты отрасли предупреждают, что за этим краткосрочным увеличением спроса последует долгосрочное снижение.
Чартерный спрос во всем мире
Во всем мире все еще существует высокий спрос на чартер на следующую неделю и последующие несколько дней. На приведенной ниже диаграмме показано общее количество полетов за каждый месяц отправления за запрашиваемую дату. Март (черная линия) явно намного опережает март прошлого года (черная прерывистая), после того как спрос начал расти в начале месяца. Апрель (синий) выравнивается и в настоящее время пересек свою кривую спроса в прошлом году, указывая на то, что вскоре может начаться спад. Май (красный) может оказаться хуже. Аналитики полагают, что спрос составит на 16 процентов меньше, чем в прошлом году.
Если посмотреть на июнь (зеленый) и июль (оранжевый), то из этого графика видно, что число запросов на частный чартер на эти месяцы не производится слишком заблаговременно. Ожидается, что большинство заявок на перелеты будет сделано в последний момент. Даже если бы в течение всего апреля не было запросов на полеты в июле, потребуется лишь небольшое увеличение спроса, чтобы вернуться к прежнему уровню.
В настоящее время сокращение спроса в основном обусловлено административными ограничениями на перемещение, поэтому спрос может быстро восстановиться после их отмены. Произойдет ли это или нет, зависит от состояния мировой экономики к этому моменту.
Внутриевропейские перелеты
Внутриевропейские рейсы начинают страдать от беспрецедентных ограничений на перемещение, введенных большинством стран. В приведенной ниже таблице показано процентное изменение в годовом исчислении (YOY) спроса на поездки в сопоставимые недели.
На этой неделе, спрос на полеты между 16 и 22 марта (синий), все еще намного выше, чем в прошлом году. Запрошенные рейсы на следующую неделю (красный) на 20 процентов ниже, чем в прошлом году. Точное годовое влияние в годовом исчислении зависит от того, будет ли Пасха на одну неделю раньше, чем в прошлом году, но спрос на все недели до конца апреля теперь отрицательный.
Частный чартер будет играть решающую роль в преодолении кризиса и перемещении критических грузов. Этот переход к более высокой доле спроса в ближайшем будущем, вероятно, приведет к более крутым подъемам в конце кривых спроса, поэтому отрасль надеется, что негативные тенденции могут измениться, когда они приблизятся к своим целям. Апрель, тем не менее, вероятно, будет очень тяжелым месяцем.
Ситуация с внутренним спросом в США менее тревожна
В данный момент состояние внутреннего спроса США менее тревожно. Приведенная ниже диаграмма показывает, что будущие недели находятся недалеко от кривых спроса в прошлом году. Тем не менее, в последние три дня наблюдалось его снижение.
Поскольку в Соединенных Штатах нет запретов на внутренние перелеты, можно надеяться, что частный чартер может обеспечить часть спроса со стороны клиентов, которые избегают рейсов коммерческих авиалиний. Однако имеющиеся данные показывают, что этот пик спроса не произведет «бум» для частной авиации в США, а общий спрос по-прежнему может пострадать.
Межконтинентальный чартер
Межконтинентальный чартер — очень маленький рынок по сравнению с двумя уже рассмотренными рынками. На нем также наблюдаются самые большие колебания спроса. Спрос в марте (черная линия) был обусловлен огромным ростом на трансатлантическую репатриацию, но в течение следующих нескольких дней спрос сместился в большей степени в сторону полетов в Азию и на Ближний Восток из Европы и США.
Общий спрос на межконтинентальные чартеры в апреле по-прежнему имеет положительную динамику (синий). Поскольку разные регионы мира испытывают пик кривой заболеваемости COVID-19 в разное время, то и глобальная репатриация будет продолжаться в разное время междуразличными пунктами назначения. Рынок межконтинентальных чартеров может оказаться более устойчивым, чем другие в этой отрасли.
Период пандемии COVID-19 – тяжелое и тревожное время для всех, кто связан с авиационной отраслью. Приведенная в статье информация дает некоторое представление о том, какое влияние это окажет на частный чартер в будущие месяцы. Наша редакция по мере появления новых данных продолжить публиковать анализ и прогнозы.
Андрей Бочкарев