Проблемы трансгендеров при прохождении системы безопасности в аэропорту

После смены пола некоторые люди, имеющие намерение путешествовать, сталкиваются с дискриминацией в аэропортах. Какие именно возникают проблемы и что нужно предпринять для их решения?

В последние несколько лет растёт число случаев неуважительного отношения к трансгендерам, пользующимся услугами авиакомпаний. Некоторые представители ЛГБТИ-комьюнити подверглись унижению или оскорблению со стороны сотрудников службы безопасности аэропортов. Сейчас менеджеры по управлению персоналом воздушных гаваней задаются вопросом: какие тренинги необходимо проводить со своими сотрудниками, дабы снизить количество неприятных инцидентов.

Например, в октябре 2018 года дирекция лондонского аэропорта Лутон столкнулась с неприятным прецедентом: транссексуальную женщину подвергли публичному унижению. О доставленных ей моральных неудобствах женщина написала в своём микроблоге в Твиттере. Администрация воздушной гавани Лутон принесла извинения за недоразумение, и объявила, что будет сотрудничать с местными ЛГБТИ-сообществами, чтобы впредь подобного не повторялось. Предмет такого сотрудничества – повышение уровня комфорта и создание моральных условий, как указано в сообщениях руководителей Лутона, – для представителей сексуальных меньшинств.

Политика и стандарты обращения с пассажирами нетрадиционной сексуальной ориентации в аэропортах различается в каждой стране. Но давайте взглянем на три составляющие предвзятого отношения к пассажирам-представителям ЛГБТ-сообщества.

Влияние культурных традиций

По данным Международной ассоциации лесбиянок, геев, бисексуалов, трансгендеров и интерсексуалов (ILGA) – организации, объединяющей более 1300 групп ЛГБТИ по всему миру – при проверках безопасности в аэропортах возникают две основные проблемы. «Первая – общественного восприятия, вторая – проблема с документами, удостоверяющими личность», – говорит Жан Чиам, координатор ILGA и руководитель программы Gender Expression.

Зачастую именно транссексуалы сталкиваются с рядом проблем, когда проходят проверку в службе безопасности аэропорта: «По сей день сотрудники аэропортов выражают предвзятость к представителям небинарной гендерной системы», – сетует координатор ILGA. Жан Чиам объясняет, что согласно международному праву, тенденциозности нет места при идентификации своей половой принадлежности.

И добавляет, что культурные особенности той или иной страны влияют на работу некоторых служб воздушных гаваней: «Если вы находитесь в некоем государстве, с низким уровнем терпимости к членам ЛГБТИ-сообщества, то и обращение в аэропорту к вам как пассажиру, будет соответствующим».

Предъявление паспортов

Вторая часть проблем, связанных с предвзятым отношением сотрудников службы безопасности – паспорта пассажиров. По словам Бекс Стинсон, участницы британской группы по защите прав ЛГБТИ – Stonewall, недоразумения возникают, когда проверяющие документ видят разницу в отметке «пол» в паспорте, и стоящим перед ним человеком. «Как только досмотрщики доходят до регистрационной записи «пол», тут же начинаются навязчивые вопросы, которые задаются с изрядной долей подозрительности. Подобные ситуации могут испортить путешествие – внести в него долю стресса, или вообще прервать поездку».

Проблемы и задержки на посту службы безопасности появляются, когда пассажиры проходят сканирование, во время которого становятся видны определенные части тела. Инспекторы, обращая внимание на такие различия между фактическим положением и информацией указанной в проездных документах, начинают задавать вопросы, заставляющие пассажиров испытывать смущение. «У нас были случаи, когда трансгендеров выводили в специальную комнату для проведения обыска», – рассказал Жан Чиам.

Конечно, известно, что в некоторых странах мира допускается изменение гендерной отметки и в паспортах. Но в будущем, большинству трансгендеров, придётся путешествовать с дополнительным пакетом документов, свидетельствующим об изменении половой принадлежности.

Сотрудничество с ЛГБТИ-сообществом

Например, в США Администрация транспортной безопасности (TSA) разрешает пассажирам запрашивать частный досмотр.

Что касается европейского пространства, то здесь сексуальные меньшинства защищены Директивами ЕС «О равном обращении». На их основании поставщики услуг обязаны юридически оградить путешественников от гендерной дискриминации. А в Великобритании в 2010 году был принят Закон «О равенстве».

Однако, как показывает практика, законодательство, обеспечивающего защитные меры недостаточно для спокойного и беспрепятственного перемещения трансгендеров. Бэкс Стинсон и Жан Чиам согласны с тем, что необходимо провести ряд мероприятий по повышению осведомленности и надлежащей подготовки персонала аэропортов. «Очень важно, чтобы сотрудники воздушных гаваней понимали, что некоторые трансгендеры могут не иметь документов, соответствующих их нынешней половой принадлежности, – утверждает Стинсон, – и они вполне вероятно испытают эмоциональное напряжение куда большее, чем другие пассажиры». По её мнению, проведение специальных тренингов для сотрудников авиаиндустрии является важным шагом на пути к созданию комфортных моральных условий для всех пассажиров-трансгендеров. Господин Чиам, соглашаясь со словами Стинсон добавляет, что в разработке обучающих курсов, обязательно должны быть задействованы и члены ЛГБТИ-сообщества.

В 2017 году, в рамках своего пятилетнего плана по обеспечению равенства для транссексуалов, группа Stonewall призвала к созданию категории нейтрального пола, которую нужно будет указывать в британских паспортах – X-гендер. Однако до претворения этого плана в жизнь ещё далеко. А прежде, чем приниматься за реформы в оформлении паспортов, нужно провести специальное обучение персонала аэропортов – считает Стинсон.