С нового года все пассажирские аэропорты в Норвегии будут заправлять самолеты авиационным керосином с добавлением не менее 0,5 процента биотоплива. Это только шаг к достижению предложений правительства, которое намерено довести долю биотоплива применяемого для заправки самолетов до 30 процентов к 2030 году.
Сегодня самолеты производят 2,4 процента от общего объема углекислого газа в Норвегии. Стремясь сократить выбросы парниковых газов, государственные органы пытаются вынудить авиалинии переключиться на биотопливо, чтобы доля воздушного транспорта Норвегии в создании углеродного следа была меньше.
Знаки вопроса
Хотя поставщики авиационного биотоплива заявляют, что могут сократить выбросы углекислого газа авиакомпаниями до 80 процентов, их продукция в настоящее время не очень популярна. Причина прозаическая. Биотопливо, пригодное для использования в авиации, стоит в четыре раза дороже, чем традиционное топливо из ископаемых источников. И это не единственная проблема.
«Имеется очень мало производителей, которые поставляют этот вид топлива. Тем не менее, с текущими правилами мы сможем обеспечить необходимое количество биотоплива», – сказал Рикард Густафсон, генеральный директор SAS, которого цитируют СМИ. Проблемы начнутся, когда доля биотоплива при заправке воздушных судов возрастет. И учитывая, когда и какая цель должна быть достигнута, темпы этого роста будут очень высокими.
Перевозчики не скрывают своего ужаса с точки зрения затрат и логистических решений. Представители Widerøe отмечают, что биотопливо станет большой проблемой для перевозчиков, выполняющих рейсы на север Норвегии. Хотя заправка в Бергене или Осло не представляет трудностей, доставка биотоплива в отдаленные районы страны может быть проблемой.
Определение полномочий
Однако правительство в Осло, твердо намерено заставить перевозчиков использовать биотопливо, хотя и в небольшой степени. Отсюда и новое регулирование. Требуется, чтобы самолеты, заправляемые в этой стране, также использовали биотопливо. Оно в соответствии с местными правилами может быть изготовлено из отработанных жиров и растительных масел, но не из пальмового масла.
Вопрос о пальмовом масле был поставлен экологическими организациями. Они указали, что использование такого источника энергии будет противоречить экологическим тенденциям. Пальмовое масло удовлетворяет около 40 процентов мирового спроса на растительные масла, но его производство связано с вырубкой лесов на больших участках земли и истреблением многих видов животного и растительного мира, в том числе орангутангов. По этой причине в Европейском союзе было запрещено использовать пальмовое масло для заправки дизельных автомобилей.
В деловой авиации использование биотоплива и другие решения, препятствующие выбросам углекислого газа в атмосферу, началось раньше, чем в гражданской авиации. Кроме того, производители деловых самолетов и идут в авангарде разработок, которые позволят в будущем отказаться от двигателей внутреннего сгорания вообще, по крайне мере для ближнемагистральных маршрутов.
Андрей Бочкарев