На улучшение ситуации в авиакомпании Norwegian есть надежда, однако ухудшение ситуации на европейском рынке, плохие финансовые результаты и огромные долги компании заставляют думать, что лучший выход для инвесторов – последовать примеру Бьорна Кьоса (Bjorn Kjos) покинувшего компанию.

Norwegian теряет президента и деньги
72-летний основатель компании отказывается от поста президента, перейдя на должность советника. Пока новый президент не будет найден, управлять компанией будет нынешний финансовый директор Norwegian Гейр Карлсен. Уход Кьоса, который совпал с объявлением финансовых результатов перевозчика за второй квартал, привел к тому, что вчера цена акций Norwegian упала более чем на 10 проц.
Реализация плана восстановления, объявленного в январе, идет хорошо. Более медленный рост и ориентация на прибыльность означает, что перевозчику будет доставлено меньше новых самолетов, что приведет к снижению затрат. Однако положение компании не улучшается из-за сложных условий, сложившихся в настоящее время на европейском рынке краткосрочных перевозок. В первом полугодии Norwegiana потеряли эквивалент 165 миллионов долларов США, или половину уставного капитала, что является очень плохой новостью для предприятия с крупной задолженностью.
Будут ли темпы улучшения опережать темпы роста долга?
Как отмечают аналитики, все еще есть надежда на позитивные изменения, достигнутые в результате внедрения программы по оздоровлению. Во втором квартале компания смогла сэкономить, изменив сеть сообщений. Отказ от наименее прибыльных маршрутов и ориентация на дальнемагистральные рейсы означает, что теперь Соединенные Штаты стали крупнейшим рынком с точки зрения источника доходов. Экономия средств в этом квартале составила 64 млн долларов, что в годовом выражении может составить запланированные 234 млн долларов. Однако остается вопрос, можно ли добиться еще большей экономии.
Гораздо более насущная проблема — огромный долг Norwegian. Выплаты по долговым обязательствам за последние 12 месяцев подскочили до 40 процентов от суммы доходов, Компания будет вынуждена сообщить о нарушении условий кредита, если стоимость ее уставного капитала упадет ниже эквивалента 170 миллионов долларов США. Если дальнейшие чистые убытки аналогичны потерям в первой половине года, необходимость сообщить о нарушении условий кредитования, что может случиться уже в этом году. Увеличение доходности (доходность — процентное отношение суммы заработанных денег к сумме вложенных денег) по декабрьским обязательствам до 20 процентов хорошо иллюстрирует эти опасения.
Пример как нельзя к месту, поскольку текущая ситуация в авиакомпании очень напоминает декабрь, когда неприятности были усугублены журналом Forbes. На этот раз British Financial Times сделал сообщение, которое не понравится руководству авиакомпании:
«Г-н Кьос начал свою карьеру в авиации, прыгая с самолетов в качестве десантника в армии. Акционеры должны вдохновиться его примером и выскочить прямо сейчас», – советует газета.
Андрей Бочкарев
