Агентство авиационной безопасности Европейского союза (EASA) готово отменить 22-месячный запрет на использование Boeing 737 MAX уже на этой неделе.
“Зеленый свет” от регулятора Старого континента – это ключевой шаг на пути к разрешению почти двухлетнего кризиса безопасности после катастроф Lion Air и Ethiopian Airlines, вызванных неисправным программным обеспечением системы управления полетом (MCAS) самого продаваемого в мире самолета.
США впервые сняли запрет в ноябре, за ними последовали Бразилия и Канада. Китай по-прежнему остается проблемой. Поднебесная, которая первой приостановила эксплуатацию этой модели после второй авиакатастрофы в марте 2019 года, и где находится в запаркованном состоянии четверть проданных B737 MAX, еще не назвала конкретную дату, когда самолеты чикагского производителя смогут вернуться к обслуживанию пассажиров.
“EASA рассмотрело мнения 38 экспертов, которые мы тщательно проанализировали и учли все предложения. Мы не обнаружили никаких новых технических проблем”, – сказал Патрик Кай, глава Агентство авиационной безопасности Европейского союза. Его заявление не понравилось группе, представляющей семьи жертв Lion Air и Ethiopian Airlines. Они назвали это решение “преждевременным, неуместным и даже опасным”.
Аналитики и руководители авиакомпаний считают, что EASA, представляющая 31 европейскую страну, стала сильнее после кризиса, подорвавшего лидерство США в области безопасности полетов. Американское федеральное управление гражданской авиации (FAA) было обвинено в халатном контроле концерна Boeing во время первой сертификации машин 737 MAX и в уступках давлению со стороны производителя из Чикаго.
Осенью прошлого года EASA объявило о собственной инспекции самолета и капитальном ремонте всех его критически важных систем, выходящих далеко за рамки программного обеспечения MCAS, что вызвало раздражение в Boeing и некоторых официальных лицах США. Тогда было подчеркнуто, что необходимо досконально разобраться в причинах бедствий, внести необходимые поправки в конструкцию и соответственно обучить пилотов. “Теперь мы считаем, что условия были выполнены”, – сказал Кай. “Однако, принимая во внимание обстоятельства обеих трагедий, мы будем повышать уровень наших обязательств в будущем”, – добавил глава EASA.
Эксперты авиационного рынка убеждены, что более тщательные проверки регулятором Старого континента могут существенно замедлить сертификацию самолета B777X. FAA принимает ответные меры, чтобы усилить надзор за будущими проектами французского Airbus.
Андрей Бочкарев