Последний самолет ливийского диктатора

Ливийский самолет бывшего диктатора стал объектом сложного имущественного спора, который включает претензии кредиторов, ливийского правительства и международное правосудие. Авиалайнер находится во Франции, в состоянии летной годности.
Даже спустя почти 8 лет после смерти бывшего президента Ливии Муаммара Каддафи его состояние и наследство продолжают вызывать разногласия. Последний случай касается одного из его личных самолетов, который был припаркован во Франции с 2012 года.
Известному как 5A-One (по регистрационному номеру) авиалайнеру Airbus A340 VIP удалось избежать перипетии гражданской войны, охватившей Ливию в 2011 году. С эскалацией конфликта некоторые правительственные самолеты покинули страну в поисках безопасного места. Самолеты ВВС, оставленные в Триполи, столице Ливии или в других аэропортах, были уничтожены, повреждены или заброшены в течение нескольких лет.

5A-One в настоящее время стал объектом международно-правовых споров нескольких претендентов, желающих завладеть самолетом. Согласно сообщению в британской независимой газете, французский суд постановил, что самолет является суверенной собственностью Ливии и поэтому не может быть конфискован. Рассматривая A340 в качестве президентского имущества, судья присвоил самолету особый статус, включающий дипломатический иммунитет. Кувейтская группа “Аль-Харафи” претендует на самолет в качестве погашения части долга, оставленного бывшим диктатором, нанявшим компанию на строительство курорта в Ливии, которому не суждено было завершиться, оставив долгов почти на 1 млрд евро. Самолет, стоимость которого оценивается чуть более чем в 60 миллионов евро, мог бы использоваться для погашения части того, что ливийское правительство предположительно обязано группе Аль-Харафи. Предположительно, поскольку даже использование Airbus для погашения некоторых долгов ставится судом под сомнение в суде.

Первоначально 5A-One был заказан правительством Брунея в 1996 году и обслуживал эту небольшую страну до 2000 года, когда он был передан Королевской инвестиционной холдинговой компании, базирующейся в Эр-Рияде, Саудовская Аравия. В течение почти шести лет самолет обслуживал некоторых наиболее важных лидеров Саудовской Аравии, пока его не продали в Ливию в 2006 году. Находясь в распоряжении Каддафи, самолет получил новый интерьер, даже более роскошный, чем предыдущий, включая кинотеатр на борту.

Считающийся одним из самых деспотичных диктаторов, ливийский лидер использовал A340 в качестве личного транспортного средства до тех пор, пока не был убит в 2011 году.
После захвата столицы противниками режима и группами мятежников аэропорт стал довольно небезопасным местом для официальных чиновников и правительственных самолетов. A340 подвергся случайному обстрелу до того, как смог вылететь во Францию, что вынудило пилотов лететь на низкой высоте с разгерметизированным салоном и выпущенным шасси. Из-за невозможности подняться на большую высоту для полета со стандартной крейсерской скоростью, значительно возросло потребление топлива, и сократился выбор пунктов назначения.

Самолет приземлился в небольшом аэропорту в Перпиньян-Ривесальте, на юго-западе Франции, где он ожидает решения о его дальнейшей судьбе. Не очень понятно, как A340 прошел полное обслуживание, включая заделку отверстий от пуль и новую покраску в национальных цветах Ливии, которая заменила характерную старую с нанесенными цифрами 9999 на вертикальном стабилизаторе. Оригинальная покраска намекала на создание Африканского союза, созданного Каддафи 9 сентября 1999 года и являвшегося одним из его величайших предметов гордости в последнее десятилетие жизни.

Будущее самолета остается неясным, поскольку нынешнее ливийское правительство заявило о желании вернуть 5A-One, но местные политические группы оспаривают легитимность нынешнего руководства страны. Между тем, один из немногих в мире A340-200CJ продолжает проходить постоянное обслуживание из неизвестного источника финансирования.

Последний заказ Каддафи

В декабре 2007 года Afriqiyah Airways, флагманская авиакомпания Ливии, ввела в эксплуатацию недавно выпущенный Airbus A350 XWB. Заказ был одним из крупнейших, сделанных североафриканской компанией включающей шесть A350-800, четырнадцать A320 и триA330-200. В то время планировалось вывести Afriqiyah Airways в число самых современных компаний региона. Тогда сделка вызвало некоторое недоумение, поскольку Триполи находился под суровым эмбарго на покупку современных самолетов, а продажа A350 XWB означала изменение международной политики в отношении Европы.

Андрей Бочкарев