Полулюди, полуроботы на производстве Boeing B787

Boeing намеревается создать новый тип рабочих: полулюдей, полуроботов, чтобы выпускать 14 Dreamliner каждый месяц.

Крупнейший в мире производитель самолетов начал оснащать своих  механиков искусственными экзоскелетами (устройствами, увеличивающими силу мышц человека). Их уже используют операторы, снимающие матчи американского футбола,  чтобы увеличить свою скорость действий, одновременно снижая усталость, особенно при манипуляциях с поднятыми руками.

«Мы дополним способности робота человеческими, а человека – способностями робота», – говорит Кристофер Рейд, который разрабатывал скафандры для НАСА, а затем перешел в Boeing. Внедрение новой техники работы показывает стремление авиастроителей ускорить производственный ритм для достижения рекордных результатов в выполнении заказов. После десятилетия постоянного увеличения количества заказов в результате развития авиаперевозок в Китае и на развивающихся рынках, Airbus и Boeing  вступили в борьбу за увеличение темпов производства, а не за захват  доли рынка.

На площадках в Южной Каролине и Вашингтоне, где производятся Dreamliner,  Boeing намерен  в ближайшее время представить машины, оснащенные технологией Bluetooth, которые могут определять, использует ли сотрудник нужный инструмент для детали. Здесь уже  действуют новые автономные и мобильные рабочие платформы, позволяющие выиграть время при сборке самолетов.

Эти инновации должны позволить корпорации увеличить производственный ритм с 12 до 14 самолетов B787 в месяц, и генеральный директор Деннис Мюленбург объявит об этом во втором квартале. Благодаря такому ускорению Boeing увеличит операционную маржу и сократит отложенные производственные затраты по сравнению  Airbus в привлекательном, но все же дорогостоящем сегменте широкофюзеляжных самолетов.

Boeing теперь выпускает один новый Dreamliner  каждые 1,75 дня, продающийся по минимальной каталожной цене в 239 миллионов долларов (208 миллионов евро). Увеличив темпы 14 штук в месяц, срок выпуска одного самолета будет сокращен до полутора дней. В текущем ритме компания сократила на 16 миллионов долларов на один  самолет, что привело к экономии  на 23 миллиарда долларов в производственной программе B787», – оценивает Кен Герберт из Canaccord Genuity.   «Этот цифра значительно улучшится с новым ритмом», – добавил он.

В Boeing утверждают, что экзоскелеты стоимостью 4500-7000 долларов ускорили выполнение задач во время испытаний, проведенных рабочими группами в Северном Чарльстоне, но не раскрыли точных данных. Если эти испытания подтвердят повышение эффективности и безопасности, компания намерена оснастить ими тысячи сотрудников в течение двух лет.

В последние недели компания Boeing представила автономные промышленные платформы, напоминающие строительные леса, сделанные по размеру для каждой части самолета, что позволяет бригадам  работать, пока самолет движется над сборочной линией.   Основным конкурентом Dreamliner является A350, Airbus производит их по 10 штук в месяц. Больший ритм производства дает американцам преимущество в снижении затрат и продаже различных версий B787, включая последний B787-10.

Компания также организовала инновационные ячейки, в которых сотрудники тестируют новые идеи или инструменты с использованием компьютеров, 3D  принтеров  и систем виртуальной реальности, не прерывая производство. До сих пор такой возможности проверить новые идеи не было.

Подобные  ячейки в Новом Чарльстоне позволили сэкономить миллионы долларов с 2017 года, например, был создан 3D-измеритель кривизны, который сократил время ручного промера размеров багажных отсеков над креслами в салоне  B787 на 6 часов. Ячейки были также созданы на авиационном заводе в Эверетте и в Рентоне, где создается B737.

«Кроме выигрыша по времени, эти новые решения помогут снизить стоимость технических проверок. Просто проверьте один раз и подтвердите один раз», – сказал главный специалист по инжинирингу в Южной Каролине Марк Стоктон.

Boeing не прогнозирует сокращений работников из-за введения новых решений, считая, что работы хватит всем – и людям и роботам.  Однако профсоюзный активист Конни Келлихер опасается, что сокращение количества проверок увеличит риск несчастных случаев на производстве или задержки поставок, если дефекты в деталях будут обнаружены в последнюю минуту.

Андрей Бочкарев