Pilatus PC-12

Pilatus PC-12 – однодвигательный турбовинтовой самолёт. Выпускается в пассажирской  и грузовой модификациях швейцарской компанией Pilatus. Преимущественно используется региональными авиаперевозчиками.

В Белоруссии появится первый оператор деловой авиации
Pilatus PC-12

Разработка

В октябре 1989 года  состоялась конференция Национальной ассоциации бизнес-авиации. В ходе данного мероприятия представитель компании Pilatus анонсировал строительство PC-12. Заметим, что работы начались ещё до этого объявления. Они велись в обстановке строгой секретности. Компания была уверена, что PC-12 откроет новый рынок в сфере авиаперевозок и будет способен за короткое время  преодолевать большие расстояния. Два опытных образца были построены 31 мая 1991 года.  Прохождение сертификации у швейцарских авиационных властей было запланировано на середину 1991 года, однако необходимость изменения конструкции крыла (увеличение размаха и добавление законцовок ) задержало начало этой процедуры. 30 марта 1994 года Федеральное управление гражданской авиации Швейцарии выдало сертификат на PC-12. 15 июля того же года самолёт завершил прохождение сертификации по линии Федерального авиационного агентства (СЩА).

С момента начала эксплуатации PC-12  в его конструкцию постоянно вносились изменения, добавлялись новые опции. Эти изменения, в частности, включают следующее: повышение максимального взлётного веса, оснащение двигателями большей мощности, установка нового авиационного и радиоэлектронного оборудования, монтаж новых пропеллеров, уменьшение шума в салоне, увеличение скорости и полётной дистанции, внесение изменений в интерьер салона.

В 2006 году на конференции Национальной ассоциации бизнес-авиации представитель компании Pilatus объявил о строительстве P-12NG. Этот самолёт по сравнению со своим предшественником был оснащён более мощным двигателем Pratt & Whitney PT6A-67P.  Улучшились характеристики набора высоты. Крейсерская скорость увеличилась до 280 узлов. Кабина пилотов оборудована авионикой Honeywell Primus Apex «стеклянная кабина». Были внесены изменения в законцовки крыла. В течение двух лет с момента строительства  P-12NG на него поступило двести заказов. Первый P-12NG был поставлен заказчику в мае 2008 года.

PC-12М (многоцелевой) был построен на базе PC12NG. Он был оснащён более мощной системой генерации электроэнергии. Это позволило оснастить самолёт дополнительным потребляющим электричество оборудованием. Самолёт смог выполнять такие лётные задания, как воздушная инспекция, аэрофотосъёмка, эвакуация пострадавших, воздушное наблюдение. В дополнительном отсеке машины можно разместить парашюты и грузы. Эта модификация в США продаётся под названием PC-12 Spectre.

18 декабря 2012 года компания Pilatus официально открыла своё представительство в китайском Чунцине и объявила, что Китай в будущем станет площадкой, где будут строиться самолёты для покупателей из Азиатско-тихоокеанского региона. В сентябре представитель компании сообщил о том, что отдельные детали PC-12 NG будут производиться в Индии компанией Tata Aircraft Systems. Ранее эти детали производились в Польше на заводах фирмы PZL-Świdnik.

Конструкция

PC-12 – однодвигательный турбовинтовой многоцелевой самолёт бизнес-класса. По характеристикам безопасности и мощности силовой установки он идентичен двухдвигательным самолётам. В настоящее время на PC-12  ставится двигатель Pratt & Whitney PT6A-67.  Ранние модели оснащались Pratt & Whitney PT6A-67B. На PC-12 NG стоит  более мощный PT6A-67P. Согласно данным компании Pilatus PC-12NG является многофункциональной машиной. Его можно эксплуатировать в сложных условиях природной среды, например в удалённых местностях Австралии. PC-12 NG  – один из немногих опресованных турбовинтовых самолётов способных взлетать с грунтовых поверхностей. Продольный рычаг подвески шасси позволяет эксплуатировать PC-12NG на тех аэродромах, где большинство самолётов не может использоваться.

В  комфортабельном салоне PC-12  может разместиться до девяти пассажиров. Конфигурация салона позволяет модифицировать его интерьер под требования заказчика. Здесь можно создать условия, как для дружеского общения, так и для работы. В салоне есть бар, санузел, в хвостовой части находится багажный отсек.

Интерьер салона разрабатывался при участии  Designworks (BMW). Очень много кожи, древесного шпона и тканей. Создаётся ощущение, что находишься в салоне роскошного автомобиля. Нестандартных размеров дверь грузового отсека позволяет разместить в нём крупногабаритные, в том числе и пакетированные, грузы.

В  PC-12  конструкторы внедрили широкий спектр мер авиационной безопасности. Многие заказчики купили этот самолёт, прежде всего, из-за его высоконадежного двигателя PT6A-67. Для того, чтобы избежать сваливания и срыва в штопор PC-12 оснащён автоматом углов атаки и сигнализации перегрузок. Система электроснабжения включает в себя дополнительный источник питания. На крыльях и хвостовом оперении действуют  противообледелительные системы. Обледенение двигателя  предотвращается за счёт вырабатываемого ими тепла.

PC-12  может использоваться не только для перевозки пассажиров. Он имеет многоцелевое назначение. В частности он может действовать, как санитарный самолёт или самолёт-наблюдатель. Для выполнения функций наблюдения PC-12  может быть оснащён оптико-тепловизорной головкой, а также операторской панелью с двумя экранными мониторами, устройством записи цифрового видео, пультом управления средствами связи, отсеками расширения средств радиосвязи, а также аппаратурой передачи данных.

В своей стандартной комплектации самолёт оснащён автопилотом со стабилизацией по трём осям. Метеорологический локатор, навигационная система дальнего действия и радарный высотометр устанавливаются по требованию заказчика.

Кабина экипажа оборудована авионикой Honeywell Primus Apex «стеклянная кабина». Она включает в себя четыре десятидюймовых жидкокристаллических дисплея с высоким разрешением. Два из них действуют, как основные пилотажные дисплеи и расположены непосредственно перед пилотами, а остальные являются дополнительными и находятся посередине между ними. Honeywell Primus Apex «стеклянная кабина» призвана снизить рабочую нагрузку экипажа и обеспечить должный уровень безопасности. Ещё кабина экипажа оборудована современной системой искусственного зрения. Она обеспечивает более высокий уровень ситуативной осведомлённости во время пилотирования по правилам визуальных полётов. Компоновка кабины экипажа по комфортности ни в чём не уступает компоновке салона.

PC-12NG оборудован  системой мониторинга состояния двигателя. Она контролирует работу двигателей и предупреждает о возможных неисправностях.

Общие характеристики

Экипаж: 1 -2 человека.

Пассажирская загрузка: 9 человек

Длинна: 14.40 метра

Размах крыла: 16.28 метра

Высота: 4.26 метра

Площадь крыла: 25.81 кв. метра.

Вид пропорции: 10.27

Максимальный взлётный вес: 4.740 килограмм.

Максимальный посадочный вес: 4.500 килограмм.

Максимальный вес без топлива: 4.100 килограмм.

Пропеллер: пятилопастный пропеллер Hartzell.

Диаметр пропеллера: 2.67 метра.

Скорость вращения воздушного винта: 1.700 оборотов в минуту.

Силовая установка: 1 × Pratt & Whitney Canada PT6A-67P, 1.200 л.с./895Квт.

Лётно-технические характеристики

Крейсерская скорость: 528 километров/час.

Скорость сваливания на крыло: 124 километра/час.

Максимальная дальность полёта: 3.417 километра.

Предельный потолок: 9.144 метра.

Вертикальная скорость набора высоты: 585 метра/минута.

Нагрузка на крыло: 183.6 килограмма/кв. метр.

Взлётная дистанция: 793 метра.

Посадочная дистанция: 661 метр.