кокпит боинга

Отказ от второго пилота в кокпите – три аргумента “за” и “против”

Много лет назад в кабине пассажирского самолета кроме двух пилотов находился также бортовой механик, задачей которого было следить за системами и диагностировать проблемы. В начале 1980-х, с появлением интегральных микросхем и достижений в области вычислительной техники, необходимость в его присутствии окончательно отпала. Сегодня в кабине имеется только два пилота, но авиакомпании и производители всерьез задумываются о сокращении их числа до одного. Airbus SE и Thales SA заявили, что это может стать реальностью уже к 2023 году.

кокпит боинга
Кокпит Boeing

На эту тему несколько лет началась оживленная дискуссия. Авиакомпании хотят сбалансировать безопасность с прибылью. FAA получило задание обеспечить безопасность пользователей воздушного пространства путем введения соответствующих правил, надзора и инспекции. Пилоты, в свою очередь, хотят быть уверены в адекватном уровне безопасности и приемлемых условиях труда. Но, конечно, окончательное решение, вероятно, будет принято пассажирами, голосующими своими кошельками. Есть много разных точек зрения, но стоит выделить три наиболее распространенных аргумента, которые все выдвигаются в этом отношении (плюсы и минусы):

Три аргумента в пользу

1) Дефицит пилотов на рынке уменьшится
Не секрет, что авиационная отрасль сталкивается с глобальным дефицитом квалифицированных пилотов. За последние три десятилетия количество лицензированных пилотов сократилось примерно на 30 проц. Многочисленные оценки указывают на необходимость трудоустройства тысяч новых пилотов. Некоторые перевозчики ограничивают или отменяют рейсы из-за нехватки персонала. Исключив второго пилота из кабины, они могут уменьшить остроту этой проблемы.

2) Авиакомпании сэкономят много денег
Одно очевидное преимущество ограничения пилотного пула состоит в том, что суммы, которые тратятся на зарплаты, уменьшатся. Авиакомпании говорят, что они сэкономят много денег, поскольку пилоты, как правило, являются наиболее высокооплачиваемой группой сотрудников. Это также поможет авиакомпаниям сократить эксплуатационные расходы, так как не будет недостатка в пилотах и, следовательно, не придется увеличивать заработную плату и премировать тех, кто все еще работает. Кроме того, это может помочь снизить цены на билеты, что пойдет на пользу пассажирам.

3) у авиастроителей будет больше вариантов
Если производителю предложат разместить в кабине только одного пилота, то конструкции самолетов смогут стать более креативными. Более того, они могут автоматизировать больше функций, как это было в случае много лет назад, когда были отменены должности бортовых механиков. Программисты обычно говорят, что автоматика работает лучше, чем традиционные пилоты, а полеты в автоматическом режиме более плавные и экономичные, т.к. автоматизация способна принимать миллионы решений в секунду, а человек просто человек.

И на самом деле, авиакомпании позволяют пилотам летать только вручную на определенных этапах полета. Изучение летных данных, проведенное Airbus и Boeing, показало, что во время стандартного полета пилоты пилотируют вручную всего около 3-6 минут, а все остальное выполняется в режиме автопилота. Вероятно, длительность полетов под управлением автопилота увеличится еще больше, если будет принято решение отказаться от второго пилота.

Три аргумента против

1) Автоматика не идеальна
Как стало известно после катастрофы B737 Max в Индонезии и Эфиопии, несчастные случаи могут быть вызваны неправильным взаимодействием человека с автоматикой в кабине. Произошел ряд событий, которые хотя бы частично вызваны сбоями в группе автоматики. Некоторые из них, такие, как крушение Air France A330 в 2009 году, привели к гибели всех на борту. Даже высоконадежная автоматика может создавать проблемы, снижая навыки пилотирования и вызывая недостаток ситуационной осведомленности. Когда автоматика дает сбой, пилот часто не может определить, что пошло не так.

2) Пилот будет больше обременен работой
С момента входа в кабину капитан и первый офицер работают в команде. Они координируют подготовку самолета, совместно рассматривают контрольные списки и решают, когда они будут готовы к полету. Эта процедура имеет большие преимущества. Во-первых, это повышает уровень ответственности. Наличие кого-то, кто может проверить, что вы хорошо выполнили свою работу, повышает безопасность. Кроме того, наличие второй пары глаз в кабине помогает обнаруживать проблемы по мере их появления. Один пилот не увидит две вещи одновременно: не может смотреть в окно и смотреть на мониторы одновременно. В-третьих, он дает огромные преимущества в кризисных ситуациях и процессах принятия решений.

Второй пилот помогает сохранять спокойствие и профессионализм, а также может прочитать контрольный список, пока капитан пилотирует. Стоит только представить, насколько сложно было бы капитану Салленбергеру посадить A320 на реке Гудзон без Джеффа Скилса.

3) Есть вероятность, что у единственного пилота в полете может возникнуть проблема со здоровьем
Отказ от второго пилота означает, что если по какой-то причине капитан теряет сознание, самолет останется без контроля. Как и все остальные на борту, пилоты часто засыпают, даже когда они находятся в кабине. Исследования показали, что более половины из них дремлют во время полета. Проблема усталости стала настолько серьезной, что некоторые авиакомпании позволяют пилотам делать это на законных основаниях. Во-вторых, если у пилота сердечный приступ или другие потенциально опасные проблемы со здоровьем, никто не заметит этого, особенно во время дальнего перелета. В-третьих, гипоксия влияет на людей по-разному. Один пилот может начать испытывать симптомы раньше, а другой пилот заметит и спасет ситуацию. Капитан может просто потерять сознание, оставив самолет без присмотра, а бортпроводники и пассажиры будут совершенно не осведомлены об этом.

Вывод

Конечно, это сложный вопрос, и обе стороны очень серьезно относятся к своим аргументам. Прежде чем применять какие-либо решения, которые потенциально могут оказать негативное влияние на безопасность полетов, следует провести подробные консультации и обсуждения.

Андрей Бочкарев