Возраст машины, количество отработанных часов или количество завершенных взлетов и посадок – по таким параметрам можно определить, что самолет стареет. Как утверждает пилот Патрик Смит, связь между периодом службы и безопасностью ничтожна …

«Если вы заботитесь об оборудовании салона или выбросе вредных веществ двигателями старшего поколения, то извините, но когда дело доходит до аварий, статистически взаимосвязь между сроком службы и безопасностью незначительна. Коммерческие самолеты сконструированы так, чтобы служить до конца света. Вот почему они так дороги — поэтому реактивный самолет часто остается в эксплуатации в течение тридцати или более лет», – пишет он.
В свою очередь логично, что чем старше самолет, тем больше он нуждается в уходе и обслуживании. Поэтому, по словам Смита, критерии оценки во время проверок становятся все более строгими. И поэтому факторы, принимаемые во внимание, включают возраст машины, количество отработанных часов и количество завершенных взлетов и посадок.
«Федеральное авиационное управление (FAA) недавно ввело новые строгие процедуры для проверки и ведения реестров для определенных типов старых самолетов, включая, например, оценку коррозии, электроустановки и усталость металла», – добавляет он.
Интересно, что парк американских авиакомпаний оказывается самым старым. «Новейшие самолеты есть у азиатских, европейских и ближневосточных авиакомпаний», – утверждает пилот.
Как он далее отмечает, многочисленные машины MD-80, летающие в расцветке American Airlines, были построены в восьмидесятых годах прошлого века. «Delta Air Lines только что вышла на пенсию или, другими словами, сняла с эксплуатации несколько DC-9, пришедших из предыдущей эпохи. Из 50 крупнейших перевозчиков, используемый в настоящее время флот Delta является старейшим в мире, и чуть позади Delta в это классификация – United и American», – говорит он.
Именно поэтому «выход на пенсию» – это неоднозначный термин для самолетов. Смит объясняет, что их продают, покупают или отправляют на вечную стоянку не потому, что они состарились и начали разваливаться, а потому, что их эксплуатация стала неэкономичной. «Только эта причина, а не то что связано с датой их постройки, заставляет, например, Delta или American, избавиться от MD-11, но сохранить гораздо более старые MD-80, B757 и B767», – отмечает он.
В заключение Смит утверждает, что самолеты предназначены для выполнения определенных ролей и удовлетворения потребностей конкретных рынков, и граница между тем, когда они все еще зарабатывают деньги, и когда они начинают приносить убытки, является тонкой … «Достаточно взглянуть соотношение расходов и доходов. Плохие результаты означают быстрый вывод самолета и его продажу, а у другого перевозчика, у которого другие виды расходов, маршруты и потребности, он может снова принести прибыль», – заключает он.
Андрей Бочкарев
