Общая теория самолета

Из любого учебника по авиационному делу, или энциклопедии начальных знаний для простого школьника можно взять достаточно простое определение слова «самолёт» – это воздушный аппарат, предназначенный для передвижения по воздуху. Быть может это и не самая конкретная формулировка, но она достаточна для понимания базовых положений по тематике «Самолёт и его устройство».

Любой аппарат, обладающий множеством функций, имеет сложное строение. Из особенностей самолёта большинство людей знает лишь одну – техническую способность передвигаться по воздуху. На самом деле это слишком обобщённая характеристика сложнейшей по устройству машины. Прочитав эту статью, уже без труда можно будет осознать, сколько функций выполняет самолёт: подъёмной силы, маневрирования, аэродинамического контроля, логистики, грузовых и пассажирских перевозок и навигации. Список не заканчивается основными пунктами, его можно продолжать и далее, если погружаться в авиационную теоретику.

Для наилучшего понимания функций необходимо рассмотреть составляющие части самолёта. В статье приведены базовые и стандартные комплектации воздушных судов с неподвижным крылом (т.е. летательные аппараты тяжелее воздуха исключая вертолеты, махолеты и мультикоптеры).

Крыло
Основными задачами крыла являются создание подъёмных сил в целях взлёта, поддержка заданной высоты при полёте,  и возможность маневрировать при посадке. Размер, материал и соотношение с корпусом самолёта зависят только от предназначения машины и её веса. Непосредственно на крыле устанавливается дополнительное оборудование для управления движением и тяговой силы.

Фюзеляж
Так называемое «туловище» любого самолёта. Предназначено для нахождения экипажа, пассажиров и грузов. Авионика и бортовое управление размещаются в закрытых частях фюзеляжа; шасси, основа крыльев, турбины – с внешних сторон. Есть несколько прототипов без данного компонента. Пример – самолёт «летающее крыло».

Оперение
Поверхность самолёта, или мелкие детали с внешней стороны – применяются для улучшения аэродинамики, управления сторонами движения и сопротивляемости воздушным потокам. Чаще всего это аэродинамические рули. На данный момент модернизация оперения является приоритетной задачей при улучшении манёвренности самолёта.

Шасси
Система металлоконструкций, чаще всего в структурной связи с резиной и пластиком, обеспечивающая самолёту увеличение скорости при взлёте, торможение при посадке и передвижении по земной поверхности. Большинство самолётов имеют возможность складывать шасси, прижимая их к фюзеляжу, либо перемещаясь внутрь.

Двигатель и движитель
Обеспечивают необходимую тягу, скорость и мощность для движения самолёта. Движитель чаще всего представлен винтами, а двигатель – авиационной механикой.

Бортовое оборудование
Различные приборы, устройства, установки, позволяющие самолёту расширять возможности своего полёта при меняющихся метеоусловиях, разности пролетаемых территорий и обеспечение безопасности пассажиров, или груза. На данный момент это самая сложная, дорогостоящая и технологичная часть воздушного судна.

Исходя из устройства самолёта, можно заключить следующие положения:
1. Самолёт – это сложная система, обеспечивающая целостность механизма полёта.
2. Функциональность самолёта составляет его главное преимущество и является главной причиной сложности и дороговизны судна.
3. Только при одновременной исправной работе всех частей самолёта можно обеспечить безопасный цикл полёта «взлёт-посадка».
Сам термин «самолёт» был введён в оборот русским капитаном 1-го ранга Н.М.Соковиным. Хотя поначалу слово применялось по отношению к аэростату, потом оно прекрасно ужилось уже с привычным для нас воздушным судном.