Обнаружена новая ошибка в программном обеспечении B787 Dreamliner

Электропитание самолета B787 Dreamliner необходимо выключать и включать каждый 51 день, чтобы пилоты не получали вводящих в заблуждение данных. Авиационный орган FAA заявил, что существует вероятность катастрофы , если его директива не будет выполняться.
FAA поручила пользователям Dreamliner выключать эти самолеты каждые 51 день, чтобы предотвратить “несколько сценариев возможных аварийных ситуаций”. В соответствие с директивоой, о которой будет объявлено в апреле, требуется, чтобы электропитание выключалось и включалось через определенное количество дней непрерывной эксплуатации. Это необходимо для предотвращения вывода устаревших данные из авиационных систем, как это было в прошлом в различных системах B787.

В соответствии с этой директивой, если самолет получает питание без перерыва в течение более 51 дня, пилотам могут сообщаться вводящие в заблуждение данные, в том числе о скорости, положении, потолке и работе двигателя. Кроме того, могутоказаться деактивированными звуковые сигналы остановки и превышения скорости. Отсутствие сигналов тревоги происходит по причинам, не указанным в директиве, общая система B787 прекращает фильтрацию устаревших данных с ключевых мониторов управления полетом. Эта функция мониторинга устаревших данных ‘может привести к необнаруженной или необъявленной потере подтверждения возраста сообщения в сети данные (общая сеть передачи данных) и сбой коммутатора CDN “.

CDN – это термин Boeing для авионики, который относится к внутренней сети в авиалайнерах, созданных на основе стандарта локальной сети Ethernet. Он был разработан в соответствии с более строгими действующими стандартами в авиации, чем обычный Ethernet, называемый ARINC 664.

Решение простое: нужно полностью отключать питание самолета каждый 51 день. В гражданских самолетах электросеть включена постоянно, так как экипажи меняются через короткие промежутки времени, а во время ночных остановок машины подключаются к внешнему источнику питания, когда над ними работают механики или уборщики.

Предыдущая проблема с программным обеспечением B787 заставляла авиакомпании отключать питание каждые 248 дней из-за опасений, что генераторы электроэнергии могут отключиться во время полета. У Airbus была похожая проблема с программным обеспечением на относительно новом A350, там приходилсь выключать питание каждые 149 дней, но в конечном европейский концерн устранял неисправность. Один из первых Dreamliner авиакомпании JAL загорелся на стоянке из-за совершенно другой проблемы с литий-ионными батареями; проблема также была решена.

Этот случай также напомнил об информации Управлению гражданской авиации от 10 ноября 2016 года об инциденте с B787-800 20 июля 2014 года. “Во время захода на посадку, когда самолет находился около точки BIMPA, управление воздушным движением изменило направление захода на посадку с 15 до 33. Тогда экипаж изменил STAR с BIMPA 3P на BIMPA 4U, система FMS потеряла данные о местоположении. Экипаж попросил диспетчера УВД дать вектор на полосу 33 и выполнил заход на посадку и посадку по видимым ориентирам. Экипаж не сообщил, вернулось ли отображение положения FMS после приземления. Инспектор, проводивший собеседования с пилотами флота B787 во время предполетных инструктажей, получил информацию о том, что такие события имели место в прошлом, но показания были восстановлены за короткое время, и, следовательно, сообщений об ошибках ASR не поступало.

Производитель программного обеспечения для самолетов Honeywell B787 смог воспроизвести сообщенную проблему. Исследование показывает, что проблема возникает только в процедурах STAR с ровно 14 точками, и при попытке выбрать другой подход, не включенный в эту процедуру. Было предложено решить эту проблему в модификации FMF BP3, доступной в четвертом квартале 2015 года. 23 декабря 2015 года был издан Сервисный бюллетень B787-81205-SB340013-00, выпуск от 01 и 6 мая 2016, редакция № 02. Внесены соответствующие исправления в модификации системы управления полетом (FMS), системы управления тягой (TMS) и функции управления связью (CMF).

Андрей Бочкарев