О будущем индийской авиации и о скандальной сделке по истребителям Rafale

Джаянт Синха, государственный министр гражданской авиации, сталкивается с трудной задачей оздоровления национального перевозчика Индии в то время, когда авиакомпания несет убытки из-за роста цен на топливо и эксплуатационных расходов. В то же время, однако, авиационная промышленность процветает, а Индия входит в число одного из самых быстрорастущих рынков в мире.
Министр транспорта Синха рассказал корреспонденту нашего о будущем индийской авиации, проблемах безопасности полетов, среди других ключевых вопросов.

Почему план оздоровления Air India проводится с задержкой?

План включает в себя четыре важных элемента. Первый – это финансовый пакет для поддержки Air India в обозримом будущем. Вторая – стратегия, позволяющая Air India быть конкурентоспособной и прибыльной. Номер три – это, по сути, серия организационных реформ, так чтобы Air India получила профессиональное управление. И четвертый – это меры для поддержки очень талантливой рабочей силы, которой располагает Air India. Каждый из этих элементов очень значителен, и поэтому мы завершаем получение всех одобрений и разрешений, необходимых для их реализации. Как только мы это сделаем, мы должны получить решение, утвержденное советом Air India и одобренное всеми различными правительственными ведомствами.

Существует ли график выполнения этого плана?

Естественно, прежде чем парламент начнет работу в середине декабря. Мы ожидаем много острых вопросов в парламенте касательно Air India, поэтому мы также хотим подготовить исчерпывающий набор ответов.

В последнее время были некоторые проблемы с безопасностью – пилот Air India оказался пьяным, другой пропустил медицинское обследование. Есть и другие инциденты с участием национального перевозчика.

Авиационная система и воздушный транспорт являются самыми безопасными средствами дальнемагистрального транспорта в мире. Воздушные перевозки чрезвычайно безопасны, тем не менее, каждая система будет иметь определенное количество инцидентов и событий. В Индии объем авиаперевозок резко увеличился – по мере роста объема, по статистике, у вас будет определенное количество инцидентов и аварий.

Мы очень внимательно следим – как по количеству инцидентов, так и по тому, находится ли оно на приемлемом уровне или нет, и мы также рассматриваем все методы обеспечения безопасности и прилагаем усилия для соблюдения их различными авиакомпаниями. Независимо от того, смотрим ли мы на это с точки зрения статистики инцидентов или с точки зрения соблюдения и практики безопасности, мы пока входим в группу безопасных перевозчиков.

Каково ваше видение роста индийского авиационного сектора? И каковы шаги, которые вы предпримете для дальнейшего расширения потенциала Индии?

Решающим моментом для индийской авиации стала национальная политика гражданской авиации принятая в 2016 году, в которой был определен ряд политических мер, направленных на то, чтобы рост продолжился высокими темпами при этом авиатранспорт оставался безопасным и финансово доступным. В результате, несмотря на один из самых высоких в мире уровней расходов на авиацию, у нас самые низкие тарифы и самый высокий рост, который можно заметить где угодно.

Если оглянуться на зад посмотреть на долгосрочные темпы роста пассажиропотока в Индии, то видно, что за последние 15 лет или около того он составлял в среднем около 12-13 проц. в год. За последние четыре он увеличивается темпами 15-20 проц., поэтому рост оказался быстрее, чем средние мировые показатели. Мы видим, что в этом календарном году мы перевезем 225-230 миллионов пассажирских. Но если мы продолжим расти даже в среднесрочной перспективе, то в ближайшие 15-20 лет мы достигнем миллиардного пассажиропотока.

Для сравнения, в Китае авиатранспортом пользуется 600 миллионов пассажиров в год, а США – около 900. Китайский пассажиропоток растет примерно на 8-9 процентов в год, а в США – около 3 проц. Я думаю, что мы обгоним США, конечно, Китай будет продолжать расти и станет рынком номер один в мире, мы, скорее всего, станем рынком номер два в мире, опередив США.

У нас имеется программа NABH (Следующее поколение аэропортов Бхарат) Nirman, и у нас имеется достаточная пропускная способность аэропортов, чтобы получить возможность обслужить миллиард пассажиров в год через 15-20 лет. Поддержку этого мы видим в инвестициях в размере 1 триллиона рупий в течение следующих пяти лет на развитие от Brownfield до уровня Greenfield.

В первую очередь это связано с частными инвестициями?

Эксперты оценивают, что, чтобы добиться пропускной способности на уровне одного миллиарда пассажиров, нам понадобится 3-4 триллиона рупий. Из этого, как я уже сказал, 1 трилл. уже находится в стадии освоения. Из этой суммы около 20-25 процентов, вероятно, будут финансироваться Управлением аэропортов Индии (AAI) в течение следующих пяти лет, а остальные будут поступать из частного сектора.

Авиационная отрасль также находится в кризисе в течение некоторого времени, и авиакомпании объявляют о том, что несут убытки из-за расходов на топливо. Предполагает ли министерство вмешаться или оказать помощь?

Авиационная отрасль, конечно же, циклична. Прямо сейчас, мы находимся в нижней части цикла, когда цены на нефть, процентные ставки выросли, и поэтому деятельность авиакомпаний на самом деле сейчас довольно невыгодна. Но мы должны рассматривать это как временное явление и не сомневаться, что индустрия авиаперевозок в Индии по-прежнему привлекательна. Очевидно, что задача нашего правительства – обеспечить благоприятную политическую среду для всех игроков в авиационном секторе, включая авиакомпании. Поэтому мы попытались создать благоприятную политическую среду для авиационной отрасли. Мы рассматриваем различные способы их поддержки.

Сделка по Rafale – это основное оружие оппозиции против Центра. Наносит ли оно ущерб имиджу правительства?

Точно нет. Уважаемый министр финансов, уважаемый министр обороны, все наши партийные представители подробно объяснили и уточнили ситуацию по Rafale. Генеральный директор Dassault разъяснил причину решений, которые были приняты, и почему они выбрали поставщиком Dassault. Поэтому я думаю, что если оппозиция хотела бы сделать это более серьезной проблемой, то реальность такова, что у нее нет достаточного большинства. Потому они полностью удовлетворены тем, как мы представили факты и объяснили ситуацию. И у них есть полная уверенность в нашем правительстве – что любое решение, которое мы принимаем, чисто и исключительно в национальных интересах.