Дэвид Кэлхун (слева) занял кресло Денниса Муйленбурга

Новый глава Boeing: миссия невыполнима?

Если Дэвиду Кэлхуну  удастся разобраться с проблемами Boeing, то его имя впишут в учебники по антикризисному управлению. Но на рынке господствует практически однозначное мнение — конца этому кризису пока не видно. Отношения с регуляторами авиационного рынка по-прежнему напряжены, а Федеральное авиационное агентство (FAA) не намерено каким-либо способом содействовать Boeing, поскольку, ускоряя сертификацию Boeing и делегируя многие процедуры производителю, оно также несет ответственность за кризис B737 MAX.

Дэвид Кэлхун (слева) занял кресло Денниса Муйленбурга
Дэвид Кэлхун (слева) занял кресло Денниса Муйленбурга

Авиакомпании вновь откладывают включение этих машин в свои расписания. И нет никаких гарантий, что пассажиров будет просто убедить подняться на борт этих машин. И это всего лишь несколько проблем, с которыми Кэлхуну придется столкнуться.

И возможно что самая большая из них — потеря веры в инженеров Boeing поскольку программа по созданию B777x также значительно задерживается, в производстве воздушного танкера KC-46 и в космическом подразделении концерна возникли проблемы. И все это в то время, когда европейский Airbus не успевает обрабатывать заказы на свои машины. И появляются сомнения, что даже когда MAX вернутся, авиакомпании обязательно захотят их заказать, так как новые версии серии A320 почему-то летают без проблем.

В первой реакции на выбор Кэлхуна аналитики вечером в понедельник подчеркнули, что настоящим испытанием будет то, как он справится с кризисом MAX, отсюда и термин «миссия невыполнима». Это возвращение должно сопровождаться восстановлением репутации, которую его предшественник Деннис Муйленбург фактически уничтожил. Первым шагом в этой реконструкции может быть прямой переход на конструкцию B777x.

Совет директоров Boeing в заявлении в понедельник подчеркнул, что изменение в должности президента было необходимо только для восстановления репутации и было первым шагом в этом направлении. Поскольку Муйленбург больше не мог ничего исправить, Конгресс потребовал его отставки, и в декабре возникла беспрецедентная ситуация в Соединенных Штатах, когда FAA унизил президента самой влиятельной американской компании, приказав Муйленбургу прекратить пиар-кампанию, поскольку она причиняла только вред.

В то же время Кэлхун не получит полномочий, которые обычно имеют генеральный директор Boeing, так как он не будет главой совета директоров (этой должности Муйленбург лишился еще 22 октября 2019 года). Данную функцию должен выполнять Ларри Кельнер, бывший генеральный директор Continental Airlines, которая была поглощен United.

Дэвид Кэлхун занял кресло в то время, когда было принято решение временно прекратить производство MAX, что создало огромные проблемы для поставщиков группы. С одной стороны, этот шаг, по крайней мере, частично остановит отток денежных средств (поскольку имеют место производственные затраты, оплачиваются компоненты, а клиенты не получают самолеты, поэтому они не платят за них). 400 таких неоплаченных MAX уже запаркованы в нескольких аэропортах.

Кэлхуна, ветерана американских компаний, который также изучал кризисное управление в General Electric, уже называют «стабилизатором». Предшественники Муйленбурга, МакНерней и Стаунсифер  также пришли из GE. «Это улучшило бы ситуацию, которая, вероятно, не могла быть худшей», – говорит Ричард Абулафия, самый известный в мире аналитик авиационного рынка. «Но как он справится с конкуренцией Airbus в наиболее прибыльном сегменте рынка и как исправить бюджетную дыру, это другой вопрос», – добавляет Абулафия. Существует мнение, что 62-летний Калхун останется на своем новом посту только во время кризиса, а Boeing будет искать ему преемника как только кризис MAX закончится.

О Кэлхуне известно, что он эффективный менеджер, такой, какой сегодня нужен Boeing, и имеет отличные контакты на рынке (в GE, как вице-президент, он отвечал, среди прочего, за производство авиационных двигателей). Он входит в совет директоров Boeing с 2009 года, что может помочь ему понять, где действительно начался кризис MAX. Для этого, однако, необходима внешняя проверка, так как, вероятно, сегодня в Boeingе никто не может непредвзято подойти ко всем вопросам и сегодня никто не поверит, что человек, который провел столько лет в компании, способен к ней подходить беспристрастно.

Андрей Бочкарев