Более 41 миллиона пассажиров воспользовались услугами аэропорта Стамбула с момента его открытия в прошлом году. Согласно данным, предоставленным министром инфраструктуры и транспорта Турции Джахитом Турханом, в течение года его работы было обслужено свыше 256 тысяч рейсов.
Официальное открытие аэропорта состоялось 29 октября 2018 года после 45 месяцев строительства. Дата совпала с 95-летием создания Турецкой Республики. Стоимость инвестиций оценивается в 8 миллиардов долларов США. В апреле 2019 года мегааэропорт принял на себя все воздушные операции – это последовало после многократного переноса крайнего срока, связанного, в частности, с протестами работников.
Аэропорт Стамбула обслуживает рейсы по 130 направлениям в 60 странах. С момента открытия 70 авиакомпаний приступили там к оказанию услуг, и в последующие месяцы к ним присоединились еще девять новых перевозчиков: Ethiopian Airlines, Nouvelair, IndiGo, Air Albania, Sichuan Airlines, China Southern, Tassili Airlines, UR Airlines и Transavia France.
Аэропорт, расположенный в 30 км к северу от центра Стамбула, недалеко от берега Черного моря, в настоящее время может принимать до 90 миллионов пассажиров в год. В конечном итоге, после того как все полосы будут построены, эта цифра достигнет 200 миллионов. В рамках четырехэтапной инвестиционной программы планируется создать шесть ВПП до 2028 года. Также к этому сроку будет построен второй терминал.
Для сравнения, аэропорт Sabiha Gökçen, расположенный на восточной стороне города, обслужил 240 миллионов пассажиров за десятилетие своей деятельности, то есть в 2009-2019 годах. Как только все планы будут реализованы, турецкий порт IST станет крупнейшим аэропортом в мире. Он будет уступит Пекин-Дасин только в том случае, если китайский аэропорт будет расширяться в соответствии с планом.
Аэропорт Стамбула также является штаб-квартирой национального перевозчика Turkish Airlines. Почти 80 процентов пассажиров, вылетающие из аэропорта, являются клиентами этой авиакомпании. Как показывает анализ графиков OAG, в третьем квартале 2019 года городами с наибольшим увеличением пропускной способности по сравнению с аналогичным периодом прошлого года стали: Хельсинки (21,4 процента), Варшава (21,3 процента), Афины (17, 7 процентов), Лион (15,9 процента), Тель-Авив (15,3 процента) и Стамбул (14,9 процента).
Ожидается, что в четвертом квартале темпы роста Стамбула поднимутся на третье место среди европейских городов, уступая только Варшаве и Лиссабону.
Прежний аэропорт Стамбула вопреки первоначальным планам не подлежит полному сносу. Он будет предназначен для операций деловой и частной авиации, а также правительственных воздушных судов.
Андрей Бочкарев