Новый аэропорт в Пекине

Столица Поднебесной

Пекин – огромный город, столица Китая. Здесь, на территории в, примерно, 16 800 квадратных километров, проживает более 21 700 000 человек. Действительно внушительные цифры. А ещё, на административной территории города, расположено шесть аэропортов!

Правда, только один из них – гражданский. Это – международный аэропорт Шоуду. По объёмам пассажиропотока – второй в мире. Расположен он в двух десятках километров на северо-восток, от центра столицы Китайской Народной Республики.

Однако, несмотря на огромное количество пассажиров, которых обслуживает аэропорт, всё же, даже его возможностей недостаточно для того, чтобы удовлетворить всё возрастающий спрос жителей столичного региона КНР, на авиаперелёты.

Да, с каждым годом, всё больше и больше жителей и гостей Пекина, да и всего Китая, желают отправиться в полёт. Причём, растёт количество пассажиров не только на внутренних, но и на международных рейсах.

В связи с чем – одному из самых густонаселённых и развитых регионов КНР, просто необходим новый аэропорт. И его строят – вот уже на протяжении более чем пяти лет. Когда возведение гиганта будет завершено – он станет самой крупной воздушной гаванью на земле.

Уже скоро…

Торжественное открытие, как планируется, должно состояться 30 сентября 2019 года. Но тогда аэропорт ещё не сможет функционировать в полную силу. Работы по его строительству будут продолжаться долго – до 2025 года. После которого эта невероятно огромная небесная гавань, наконец-то, сможет обслуживать более 100 миллионов пассажиров в год…

Не так давно был выбран окончательный вариант названия аэропорта. В честь района столицы Поднебесной, на территории которого он будет построен – «Дасин». Полное и официальное – «Beijing Daxing International Airport». Находится оный в южной части города. Подальше от наиболее урбанизированных и развитых районов.

Что можно сказать о нём уже сейчас, когда основные строительные работы подходят к концу? Если совсем коротко – аэропорт впечатляет всем. Можно долго ехать по сельскохозяйственным угодьям южного Пекина. Здесь почти нет огромных зданий и финансовых центров, которые мы можем наблюдать в наиболее развитых регионах китайской столицы.

Будущее посреди прошлого

Тут всё ещё живёт дух Китая, каким он был тридцать, сорок и пятьдесят лет назад. И вот, среди полей начинает виднеться нечто огромное, кажущееся невероятно протяжённым, занимающее собой весь горизонт… Приближаясь к нему понимаешь, что это фрагмент совсем другого Китая. На фоне небольших зданий и открытых площадей, он смотрится, будто бы доставленным из другого мира.

Из городских окраин, больше всего напоминающих большую деревню, попадаешь в царство бетона и стекла. Аэропорт Дасин резко контрастирует со всем, что располагается вокруг него. Но и эта ситуация не будет длиться вечно.

Скоро, весь район преобразиться. Жителей небольших домов переселят, освобождая место для строительства новейших трасс, по которым сюда можно будет добраться не только из практически любой точки Пекина, но и других, близко расположенных городов и городков.

Надо сказать, что такие действия правительства, почти что не вызывают негативной реакции местных жителей. Обычно, люди недовольны вынужденным переселением. Но не в этот раз. По крайней мере, так можно говорить о большинстве тех, кто будет вынужден сменить своё место жительства.

Он важен и нужен

Среди целей строительства аэропорта – не только «разгрузка» Шоуду. Хотя, конечно – создаётся он в первую очередь именно для того, чтобы все желающие жители и гости Пекина могли летать, куда пожелают, не занимая длительных очередей за билетами. И дабы они не были вынуждены планировать перелёт за месяц.

Но кроме того – новейший аэропорт поможет развить южные районы Пекина. Ведь последние всё ещё значительно отстают в промышленном и финансовом отношении, от других.

На самом деле, южный Пекин, по сей день можно назвать, сильно не ошибившись, – сельскохозяйственным. В то время, как в северных районах столицы КНР, буквально, «яблоку негде упасть», между финансовыми и торговыми центрами.

И для того, чтобы «дотянуть» Дасин и другие южные окраины этого гигантского города, до среднестатистического уровня промышленного и экономического развития, новый аэропорт было решено построить именно на данной территории. Кроме того, расположение здесь крупнейшей мировой воздушной гавани, должно привлечь множество инвестиций в регион.

Итак, строительство Дасина в одноимённом районе Пекина – залог того, что китайская столица наконец-то станет напоминать один огромный финансово-технологический, промышленный, густонаселённый монолит.

Кстати, возведение аэропорта, и, следовательно, развитие южных регионов китайской столицы – часть планов правительства КНР, по превращению Пекина в «экономический локомотив» всего северного Китая. Нельзя сказать, что главный город Поднебесной, в целом, не назовёшь таким уже сейчас. Но, как известно, планы правительства этой страны всегда довольно амбициозны. И надо сказать, с завидной частотой претворяются в жизнь.

Медаль всегда имеет..

Хотя, в этом некоторые видят и негативную сторону. А именно, в «The New York Times», было выражено мнение, что такие изменения – «опора на тяжёлую руку промышленного развития», в решении экономических и политических проблем.

Что интересно, издание также отмечает несколько других сложных вопросов, связанных со строительством аэропорта.

Конкретно – во-первых, «занятое военными небо». А во-вторых «зависимость от инвестиций в инфраструктуру и промышленность».

Касательно первого, автор статьи в издании «The New York Times», посвящённой скорому открытию аэропорта Дасин, указывает, что большая часть воздушного пространства Китая – является зоной, где гражданским авиалайнерам летать запрещено. Огромные участки закрыты. Там могут совершить перелёты лишь военные самолёты.

И гражданским лайнерам остаётся не так уж и много. Как правило – «небольшие коридоры». Нередко, они способствуют тому, что маршруты между пунктом отправки и прибытия самолётов становятся значительно более длинными.

Некоторые маршруты вообще не могут существовать именно потому, что закрытые для полётов гражданских самолётов зоны слишком крупны. Появляется необходимость в осуществлении многочисленных пересадок, для того, чтобы добраться до пункта назначения. В то время, как мог бы быть выбран намного более короткий путь. Но, «воздушные границы» для гражданских авиалайнеров делают такое невозможным.

Вот и возникает загруженность тех небольших «коридоров», по которым могут осуществлять перевозки не военные самолёты.

Что же касается второго «негативного» фактора, отмечаемого в посвящённой скорому открытию крупнейшего в мире аэропорта, статье в «Нью-Йорк Таймс», то о нём пишут следующим образом.

«Недостаток экономических реформ, в рыночных условиях, приводит, как мы видим, к зависимости от инвестиций в инфраструктуру … кои необходимы для ускорения экономического роста».

Мнение профессионала

В то же время, Го Юйфенг, занимающий ныне пост исполнительного директора в Q&A Consulting – одной из наиболее известных китайских консалтинговых фирм, специализирующихся на авиации, говорит о следующем.
«В Китае сегодня всё связано с экономическим развитием. На него направлены крупные строительные проекты, но далеко не только они. Практически каждая сфера жизни и деятельности людей, тем или иным образом связана с экономикой.

В приоритете – реальное развитие и рост. Ничего удивительного в том, что создание крупнейшего аэропорта опосредованно не только целями развития инфраструктуры и транспорта, но и конечно – потребностями экономики».

Такой комментарий дал Го Юйфенг, после того, как Q&A Consulting изучила проект создания аэропорта.

Терминал

Небесная гавань Дасин будет действительно огромной. Но не менее впечатляющим станет терминал – единый и невероятно крупный, по любым меркам.

Проект строительства аэровокзала был создан Захой Хадид – иракско-британским специалистом. Эта знаменитая на весь мир архитектор, потратила много времени на то, чтобы добиться решения данной задачи. Создать проект терминала для крупнейшей в мире небесной гавани. И, вполне вероятно, что именно данный аэровокзал станет её величайшим и известнейшим творением. Ведь Заха Хадид умерла в 2016 году…
Но её проект живёт и реализуется.

Сравнить этот аэровокзал с городом – было бы как нельзя кстати. Хотя, как планируется, даже при такой огромной площади (а у всего аэропорта она будет составлять, около восемнадцати квадратных миль), по зданию всё же будет целесообразно ходить пешком.

Экстерьер

Высочайшие оценки получил и внешний вид аэропорта, который, в окончательном варианте, был представлен пока только в виде виртуальных моделей.

Как он будет выглядеть? Основу этого здания составит «ядро», представляющее центр – от него в разные стороны будет отходить пять «рукавов». Образно, оно будет похоже, с высоты птичьего полёта, на своеобразного, разложенного на земле, огромного осьминога с растянутыми в разные стороны пятью щупальцами.
Ещё одно, шестое, будет отделено от основного здания автотрассой, как бы «отсекающей» его от ядра. Но от этого, менее нужным оно не станет.

Длина каждого из «щупалец» – не более шестисот метров. Так что перемещаться внутри – действительно можно пешком. И это представляется одним из наиболее важных достоинств аэропорта.

Внешнее оформление будет цельным и монолитным. От него, наблюдаемого на виртуальной модели аэропорта, уже сейчас веет традиционными для Китая – величием, могуществом, масштабностью, спокойствием.

Интерьер

На забыли о национальном колорите и при оформлении внутреннего дизайна аэропорта. Центр здания будет стилизован под хай-тек, с акцентом на «футуристичность» форм, гладкость и мягкость линий, спокойные цветовые тона.

Ну а каждый рукав станет своеобразным «пропуском в историческое прошлое». Посвящённые различным китайским «древностям» (хотя, на самом деле, ни одна из тем, не «канула в лету» – все они актуальны сегодня также, как и, скажем, сотню, или тысячу лет назад), они, по обещаниям строителей, будут «восхищать и удивлять» пассажиров.

Итак, внутренний дизайн каждого из ответвлений, будет посвящён, соответственно:

шёлку;

чаю;

фарфору и изделиям из него;

традиционному китайскому земледелию;

китайским садам.

Символично то, что оформление каждого «рукава» заканчивается в ядре, дизайн которого спроектировали в стиле хай-тек. Это, как бы выражает мысль о том, что исторический путь китайского народа, начатый много тысяч лет назад, сквозь все трудности и неурядицы, не был прерван. Развивая свою культуру, многочисленные её особенности, Китай вступает в новую эпоху, и все пять «традиционных» стилей, оканчиваются дизайном «будущего».

Ещё о важности

Кроме того, Дасин действительно позволит уменьшить количество пассажиров в другом гражданском аэропорту Пекина. Ведь будет находиться в сорока шести километрах от центра столицы Китайской Народной Республики. Что, хоть и дальше, чем Шоуду, но, тем не менее, не настолько отдалённо, как могло бы быть.

Ну и конечно, для тех жителей и гостей Пекина, которые проживают в центральных и южных районах столицы Китая, он даже более удобен, чем единственный гражданский аэропорт города, функционирующий на сегодняшний день.

Согласно уже имеющимся проектам, Дасин и центр Пекина будут соединять, как минимум, три автомобильных трассы, три линии метро и одна железнодорожная. По словам специалистов, проектировавших их, данных «путей» из центрального района к небесной гавани, будет вполне достаточно, чтобы добраться до последней «могли все, кто того пожелает».

Пассажиры – ради них всё построили

Итак, в 2025 году, по различным оценкам, пассажиропоток Дасина достигнет отметки в сто миллионов человек, за год. При максимально возможной – в 130 000 000. Наряду с Шоуду, который сегодня обслуживает более 80 миллионов пассажиров, в течении одного года, он даст возможность Пекину стать городом-рекордсменом, по ещё одному параметру. В дополнение к многочисленным, уже имеющимся, по типу «столица самого населённого государства» и т.д.

А именно – это, возможно, сделает столицу Китайской Народной Республики городом, аэропорты которого имеют наибольший объём годового пассажиропотока в мире.

При том, что гражданских воздушных гавани в Пекине только две.

Сегодня, рекордсмен по этому показателю – Лондон. Но в столице Великобритании шесть не военных аэропортов… И за 2017 год, суммарный объём их пассажиропотока составил сто семьдесят миллионов человек.

Однако, рано или поздно, учитывая темпы роста количества желающих отправиться в авиапутешествие, жителей и гостей Пекина, по данному показателю столица Китая всё равно обгонит Лондон.

Темпы роста пассажиропотока в различных аэропортах Поднебесной, из года в год становятся всё быстрее. Так, в 2017 на борту самолётов, вылетевших из небесных гаваней Китая, было на 13 процентов больше пассажиров, чем в 2016.

И всё это – при уже упомянутой загруженности воздушного пространства Китая. По крайней мере той его части, которая открыта для гражданских самолётов. Конечно, по этой причине действительно снижается количество взлётов и посадок авиалайнеров. Но по ней же и существующие аэропорты становятся более загруженными.

«Военно-воздушные силы контролируют небо»

Напомним, что около 70% воздушного пространства КНР – контролируется ВВС Поднебесной. Для полётов гражданской авиации остаётся около тридцати процентов. При этом, скажем, в США, «свободно» от контроля военных – около 80% воздушного пространства.

Кстати, немаловажно вспомнить и тот факт, что такая «закрытость неба» в Китае, становиться причиной вынужденных задержек посадок и вылетов самолётов.

Так, к примеру, по данным правительственной статистики, количество задержек при отправлении рейсов из аэропортов страны, в 2017, увеличилось на пятьдесят процентов, по сравнению с 2016 годом. Из-за чего, только 71% авиалайнеров отправились в путь вовремя.

Из-за этого авиакомпании КНР регулярно занимают последние строчки в списках «наиболее пунктуальных».
Однако, правительство страны заявляет, время от времени, что причина всех задержек, это, в основном, сложные погодные условия. Хотя, к примеру, Го Юйфенг, говорит об обратном.

Он утверждает, что «если, например, воздушный коридор, по которому может пролететь к пункту назначения гражданский самолёт, оказывается заблокирован, по причине непогоды, то диспетчеры, чаще всего, не могут направить самолёт по несколько другому, отличному от изначального, маршруту.

И авиалайнеру приходиться возвращаться. Поскольку, если лайнер хотя-бы немного отклониться от запланированной схемы полёта, то войдёт в зону, где гражданской авиации летать запрещено. Это серьёзно тормозит авиасообщение в целом, в стране. В других государствах, где можно спокойно и безнаказанно взлетать и садиться в других аэропортах, отклоняться от заранее намеченного маршрута, в критических случаях, такого нет.

В то же время – количество «проходов» в воздушном пространстве, где разрешено летать гражданской авиации, строго регламентировано. Они утверждены, и вряд ли сложившееся положение дел измениться в ближайшем будущем, хотя надежды мы и не теряем, конечно.

А если всё остаётся так же, то нам просто необходимо расширение инфраструктуры на земле».
Дасин должен помочь в решении этой проблемы.

Эксперты думают…

Кроме того, Го замечает следующее. «В аэропорту Дасин будут, сразу после открытия 2019 году – доступны четыре взлётно-посадочные полосы. В дальнейшем, их станет восемь. И хотя количество «коридоров» для гражданской авиации останется неизменным (это наиболее вероятный сценарий развития событий), у авиакомпаний, благодаря новым ВПП, появиться больше возможностей.

Для «проникновения» в «коридоры». В свою очередь, это благоприятно скажется на увеличении количества перевозимых пассажиров».

Кроме того, относительно возведения данной небесной гавани, высказался канадский учёный-географ Жан-Поль Родриге.

Он сказал, что «размер территории, необходимой для строительства аэропорта – основная проблема. Вы можете нанять хорошего архитектора и несколько консалтинговых фирм. Возможно и создать прекрасный дизайн.

Работать над всем, до мелочей и сделать настоящий шедевр. Однако – место, где будет находиться такой огромный аэропорт, как Дасин, – может стать основным «тормозом». Вернее, как раз отсутствие такового.

Для многих это реальная проблема. Но не для КНР. Ведь здесь земля принадлежит государству. Дасин, по размеру, равен, приблизительно, двум третям Манхэттена. Создавать такой огромный комплекс в столице – могут себе позволить далеко не все государства мира».

Протестов не было, однако…

Как уже было сказано, объявление о том, что на территории района Дасин будет возведена воздушная гавань, местные жители встретили без протестов. Этот факт важно упомянуть. Ведь ранее, многие жители окрестных деревень, в схожих ситуациях, не просто были против. Некоторые из них предпочитали умереть, но не расстаться с собственными домами.

Тот факт, что граждане Китая, а особенно – занимающиеся сельским хозяйством, очень привязаны к своим домам и земле, отмечается часто. Однако, всё меняется и в двадцать первом веке, консервативность уже не так сильна. Об этом, в частности, сказано, в упомянутой ранее, посвящённой воздушной гавани Дасин, статье «Нью-Йорк Таймс».

Однако, в ней также присутствует и история одного жителя некрупной деревеньки, из тех, кои «снесли», ради строительства аэропорта.

Так, «Нью-Йорк Таймс» рассказывает о Чэнь Чжэне – двадцатидевятилетнем сотруднике банка, из крошечного населённого пункта.

Его история отражает своеобразную «вторую сторону медали» – эффекта от строительства аэропорта. Конечно, государственные СМИ Китая, детально рассказывая о создании Дасина, многократно указывали на то – насколько «прекрасным и масштабным» будет воздушная гавань.

О многих её «лучших сторонах» мы упомянули… Но необъективным стало бы умалчивание об упомянутой истории Чэнь Чжэня.

История

Молодой человек рассказывает, что «впервые услышав о том, когда нас переселят, мы не были значительно расстроены. Я узнал об этом в компании коллег. Ранее СМИ упоминали, что будет создан крупнейший в мире аэропорт, близ Пекина. Но я не знал о том, что для этого потребуется переселение более чем двадцати тысяч человек. Не помню, чтобы этот вопрос освещался…

Кроме того, нам пообещали другое жильё – площадь которого составит, не менее пятидесяти квадратных метров на человека. Это действительно много. Кроме того – компенсация, в размере ста пятидесяти тысяч долларов на семью и ещё временные выплаты по 300 долларов в месяц – всё это воодушевило нас.

新机场模型

Однако, придя домой, и рассказав об этом своей семье, я увидел их разочарование. Моё поколение не принимает подобные ситуации так близко к сердцу. Но старшие, обычно, остаются недовольны. Хотя и не до такой степени, чтобы выражать это открыто.

Все понимают, что новые времена несут изменения, и нужно принимать эту жизнь. Однако, моя восьмидесятилетняя бабушка, кажется, так и не смогла смириться с тем, что нас переселят на другое место.
Она родилась и прожила в этой деревне всю жизнь, никогда не покидала родных мест. Для неё известие стало сильным ударом».

Чэнь Чжэнь живёт в деревне Qigezhuang, что в пяти минутах от строящейся автомобильной трассы. Одной из тех, которые соединят центр Пекина и самый большой в мире аэропорт. Казалось бы, её можно было оставить. Однако, после проведения соответствующих расчётов, эта, и множество других деревень, были признаны профессионалами «непригодными» для жизни.

Почему? Из-за уровня шума, который не позволит людям нормально существовать в такой близости от оживлённых автодорог.

Новый аэропорт – новая жизнь, новое начало

Итак, можно сказать, что, не смотря на отсутствие явных протестов, среди людей, населявших ранее деревни, на месте которых сейчас строят аэропорт, недовольные возведением «гиганта» всё же есть – пишет «Нью-Йорк Таймс».

Конечно, при реализации проектов такого масштаба, это почти неизбежно.

В то же время, в различных китайских государственных СМИ, освещающих строительство аэропорта, говорят о том, что создание на территории района Дасин самого крупного аэропорта в мире – начало «новой жизни» для «этих земель».