Новый аэропорт в Стамбуле – это шанс для быстро растущей турецкой авиакомпании Turkish Airlines во все более жестких условиях борьбы с конкурентами из стран Персидского залива за доминирование в регионе. Это также очень хороший пример для других крупных проектов, чтобы избегать ошибок. Приглашаем вас к краткому обзору и фотоотчету о новом аэропорту Турции.

После трех неудачных стартов и протестов сотрудников по поводу трудных условий труда, 5 апреля этого года Турция открыла новый аэропорт в Стамбуле. Но прежде чем это произошло, давайте немного проследим историю. Строительство аэропорта началось в 2013 году. В тендере, утвержденном в 2013 году, победил консорциум турецких компаний Limak, Cengiz, Kolin, Ma-Pa и Kalyon. Для строительства и 25-летней аренды третьего аэропорта в Стамбуле консорциум-победитель предложил самую высокую ставку в 22,15 млрд евро, которая может даже увеличиться до 26 млрд евро из-за задержки. Строительство нового порта является крупнейшей частной инвестицией в истории Турции. Оно могло завершиться вовремя, без упомянутой задержки, но в феврале 2014 года турецкий суд постановил приостановить строительные работы.




Основные данные нового аэропорта
Стамбульский новый аэропорт – IATA: IST, ИКАО: LTFM
Две взлетно-посадочные полосы 16L / 34R и 16R / 34L на 3750 м
Две ВПП 17L / 35R и 17R / 35L на 4100 м (в стадии строительства)
Хаб для Turkish Airlines, Onur Air, AtlasGlobal
Крупнейшее в мире здание терминала площадью 1,4 млн кв.м.
Башня авиадиспетчерской службы, вдохновленная цветком тюльпана, занимает 5000 квадратных метров поверхности и имеет 90 метров в высоту
371 парковочное место для самолета
228 пунктов паспортного контроля
20 тысяч пассажирских мест
7 главных входов в терминал, включая отдельный для бизнес-класса
42 км багажных транспортерных лент
566 пунктов регистрации
144 независимых пункта регистрации
143 рукава/пирса
Парковка на 42 тысячи автомобилей
3,1 миллиона квадратных метров перрона
22 тысячи квадратных метров бизнес-залов
55 тысяч кв.м зоны Duty Free
32 тысячи кв.м ресторанных площадей
2,5 тысячи квадратных метров кассы
10 тысяч кв.м. занимает торговую зону
Строительство разделено на 5 этапов
Строительство нового аэропорта было разделено на пять этапов.
Этап 1 – 2018:
Основной терминал площадью 1,4 миллиона кв. метров
143 рукава/пирса
Парковка на 42 тысячи автомобилей
Две независимые взлетно-посадочные полосы
3,1 миллиона квадратных метров перрона
Этап 1B – 2019 (в процессе):
Следующая третья взлетно-посадочная полоса + рулежные дорожки (в процессе, планируется открытие в конце августа)
Этап 2 – 2022:
Дополнительный 1 миллион квадратных метров перрона
Еще одна, четвертая, взлетно-посадочная полоса
Этап 3 – 2025:
Дополнительный терминал площадью 400 тыс. кв. м
Пятая ВПП + РД
Дополнительный 1 миллион квадратных метров перрона
Этап 4 – 2027:
Дополнительное место площадью 250 000 кв.м.
Шестая ВПП + РД + Дополнительные рулежные дорожки
Дополнительно 0,9 млн. кв.м. перрона
Ключевые данные после окончания всех работ:
1,6 миллиона квадратных метров площади терминала
Общая пропускная способность до 200 миллионов пассажиров в год
Шесть ВПП (пять параллельных + одна перпендикулярная)
185 рукавов/платформ
Железнодорожный вокзал на главном терминале
Станция метро на главном терминале
Три отдельные технические зоны с ангарами
Восемь площадок/парковочных мест для погрузки груза
Пространство перрона на 500 самолетов общей площадью 6,5 млн кв.м.
Парковка на 70000 автомобилей


Одна из проблем с новым аэропортом Стамбула – доступ на общественном транспорте. К сожалению, несмотря на многие заверения, не удалось вовремя подготовить железнодорожные линии и линии метро, и единственная текущая возможность добраться до аэропорта – это автомобильный транспорт.
Автобусы в Стамбул
Автобусные маршруты от и до аэропорта открыты с 29 октября 2018 года. В период с 2018 по 2028 год автобусные перевозки будут обслуживать HAVAIST и IETT, и обе автобусные компании являются собственностью компании Otobüs. Каждый день между Стамбулом и новым аэропортом курсирует 150 новых автобусов. 20 маршрутов поддерживают HAVAİST, а 3 – компании İETT. Время в пути от 30 до 90 минут, в зависимости от пункта назначения.
Метро в Стамбул
В конечном итоге в новом аэропорту Стамбула появится станция метро. Строящаяся линия метро М11 будет открыта в начале 2020 года (предварительная информация указывает на конец первого квартала). M11 будет идти из аэропорта через Ихсание, Ишиклар, Отогар, Гектюрк, Кемербургаз и Кашитане до станции метро Gayrettepe в районе Шишли. Gayrettepe – это вокзал в Бешикташе, удобно расположенный в деловом районе Левента. Кроме того, можно пересесть на линию метро М2 до центра города и Метробуса. В аэропорту будет три станции метро, но в настоящее время мало что известно о цене, времени в пути и расписании этого вида транспорта. Западная часть линии метро M11 между аэропортом Стамбула и станцией метро Halkalı определенно не откроется до 2022 года.
Поезд в Стамбул
В ближайшем будущем аэропорт Стамбула также будет иметь высокоскоростное железнодорожное сообщение (HST) через мост Султана Селима, что позволит пассажирам быстро путешествовать между европейской и азиатской частями Турции. Железнодорожное сообщение обеспечит прямое сообщение на общественном транспорте между новым аэропортом Стамбула и аэропортом Сабиха Гекчен в Стамбуле. Этот престижный проект известен как Северное Мраморное шоссе, и его завершение запланировано на конец 2021/22.
На машине – путь самый быстрый
Самый быстрый и пока самый удобный способ добраться до нового аэропорта – на автомобилях и такси. Аэропорт очень хорошо отмечен знаками на шоссе. За такси до центра Стамбула придется заплатить около 135 турецких лир или около 21 евро. Примеры расстояний от разных частей Стамбула:
Европейская часть
Авджилар – аэропорт Стамбула – 53 км
Гайреттепе – аэропорт Стамбула – 38 км (центр города)
Таксим – Стамбул – 40 км
Левент – аэропорт Стамбула – 36 км
Маслак – аэропорт Стамбула – 35 км
Азиатская сторона
Кавачик – аэропорт Стамбула – 42 км
Ускюдар – аэропорт Стамбула – 47 км
Кадыкёй — аэропорт Стамбула – 52 км
Пендик — аэропорт Стамбула – 73 км
Недостатки, которых можно было избежать
Новый аэропорт является прекрасным объектом, но, как это бывает с этим типом проектов, есть несколько недостатков. Как видно из написанного выше общественный транспорт в достаточном объеме появится только в будущем. Именно проблема доступа к аэропорту вызывает наибольшие разногласия по поводу нового порта, потому что, несмотря на задержку и предыдущие гарантии, оказалось нереальным построить вовремя метро и железную дорогу. Это также хороший урок для других портов мира. Сначала подъезд, железная дорога, дороги и, возможно, метро, и только потом открытие нового аэропорта. В этом случае порядок совсем обратный.
Большим недостатком нового порта является также небольшое количество движущихся тротуаров в аэропорту, а также отсутствие транспорта между терминалами аэропорта. Большую часть маршрута нужно проходить пешком, и, е, как нетрудно догадаться, что находясь на самом большом терминале в мира, тяжело успеть во время сделать пересадку, если гейт находится е его другом конце.
В аэропорту есть бесплатная сеть Wi-Fi, но для входа в нее требуется проверочный код, отправленный на наш мобильный телефон. Иногда очень трудно войти в систему, поскольку в течение долгого времени нет SMS с подтверждением, а когда он приходит, то уже может оказаться не действителен, потому действует в течение 2 минут с момента, когда вы нажимаете кнопку отправки запроса. Также нет подробной информации о том, как наши данные хранятся и обрабатываются.
Другим недостатком такого глобального и гигантского концентратора является недостаток места на некоторых гейтах, а также отсутствие сетевых розеток и usb. Многие люди хотят работать на ноутбуке или зарядить свой телефон и бегают по залам в поисках настенной розетки или разъема USB.
Роскошные впечатления о новых бизнес-салонах

Внастоящее время открыто три бизнес-салона: один внутренний и два международных. Турецкий бизнес-зал доступен для всех бизнес-пассажиров Turkish Airlines и клиентов Star Alliance; вход в зал находится возле выхода E1, нет возможности привести гостя;
Турецкий зал Miles & Smiles доступен для клиентов Miles & Smiles Elite и Elite Plus, а также для всех участников Star Alliance Gold; вход в зал находится рядом с выходом C1, и каждый пассажир может привести с собой одного гостя;
Turkish Domestic Lounge (внутренние рейсы) доступны для всех пассажиров бизнес-класса Turkish Airlines и бизнес-класса Star Alliance, корпоративного клуба Turkish Airlines (Турция), клиентов Miles & Smiles Elite и Elite Plus, а также всех членов альянса Gold Star.
Еще две комнаты отдыха, которые откроются в конце лета этого года:
Турецкий зал прибытия (прибытие);
Turkish Exclusive Lounge;

Зал оборудован автоматическими входами. Просто отсканируйте посадочный талон, и ворота откроются. Если есть проблема с входом в гостиную, с левой стороны ворот находится стойка регистрации. При входе нас встречает большой светодиодный экран с визуализациями. Шкафчики в багажном отделении похожи на те, что используются в аэропорту им. Ататюрка. Генераторы паролей Wi-Fi определенно приходят из старого зала. К сожалению, новый салон имеет те же проблемы, что и старый в а/п им. Ататюрка. Wi-Fi очень медленный, а иногда и бесполезный. Мы не знаем, почему такой аэропорт и авиакомпания ничего не делают с этим. Во многих случаях это заканчивается запуском собственной точки доступа. Для тех, у кого нет роуминговых пакетов в салоне, есть также небольшой бизнес-центр, состоящий из общей рабочей станции с компьютерами и многофункциональными устройствами. Рядом также есть шесть конференц-залов, где пассажиры могут организовать деловые встречи.
Бизнес-зал определенно кажется больше, чем в старом аэропорту, который был действительно переполнен в час пик. Большинство мест расположены вокруг ресторанов, находящихся в зале. Конфигурация телевизионной зоны схожа с той, что была в старом аэропорту, но открытые потолки и конструкция стен определенно создают ему другую атмосферу. В нем преобладает турецкий и средиземноморский стиль, и нет электрических розеток, что может быть хорошим решением, поскольку предполагается, что это место для приема пищи, а не рабочая зона. Бизнес-зал, который должен внести значительный вклад в турецкую гастрономию, также включает в себя специальные места, в том числе большую часть, посвященную турецкому чаю. В другой части есть очень хорошая игровая площадка для детей с самолетом, горками и автоматом для попкорна! Она находится в конце салона и предоставляет детям идеальное пространство для игр, не мешая другим пассажирам. Все удобства из старого салона перешли на новый. Гольф-симулятор, масштабная гоночная трасса, комната Play Station и массажные кресла, которые помогут нам расслабиться после полета.
В целом, салон приносит совершенно новое качество, с чем также поздравляем Turkish Airlines. Он предлагает несколько разных настроений в зависимости от того, как мы хотим провести время. Есть также больше предложений еды, приготовляемых на глазах пассажиров, а также большие душевые и частные апартаменты для отдыха.
Впечатления от нового аэропорта

Авиакомпания Turkish Airlines летает в большее количество стран, чем любая другая авиакомпания в мире, и старый аэропорт просто не смог справиться с таким количеством пассажиров. Большое пространство, очень большие бизнес-салоны, разнообразные магазины и рестораны предлагают образ маленького и самодостаточного законченного города, который живет своей жизнью вдали от шума и суеты красочного Стамбула. Мы считаем, что после устранения всех неудобств и полного расширения, новый аэропорт окажется в авангарде лучших аэропортов мира. В конце концов, это удача как для Turkish Airlines, так и управляющей компании IGA Airport.
Андрей Бочкарев
