Появление новой мутации коронавируса в Индии может нанести удар по авиационной отрасли Ближнего Востока, в частности, по глобальным центрам, работающим в странах Совета сотрудничества стран Персидского залива (GCC), которые в настоящее время движутся к возвращению к допандемическому уровню. Весь авиационный мир наверняка почувствует на себе проблемы этого региона. “По данным Министерства иностранных дел Индии, в 2018 году более 8,5 миллиона граждан Индии были резидентами стран Персидского залива. Размер этой демографической группы в сочетании с применением широкофюзеляжных самолетов, низкими затратами на топливо и узловыми аэропортами в последние годы сыграл ключевую роль в получении доходов от пассажирских перевозок для ближневосточных перевозчиков. Однако ограничения на передвижение, введенные в 2020 году из-за пандемии Covid-19, подорвали эту бизнес-модель, а теперь появление новой мутации коронавируса в Индии может разрушить надежды на улучшение”, говорит Неха Бхатия, специалист в сфере строительства инфраструктуры из GlobalData.
По официальным данным, количество ежедневных заражений в Индии достигает 300 тысяч новых случаев, при этом ежедневное количество смертей зараженных коронавирусом достигает 2 тысяч человек. Многие эксперты считают, что официальное количество инфекций может быть сильно занижено по сравнению с фактическим числом, поскольку значительное число людей не обращаются в медицинские учреждения и не сообщают о смерти своих близких. Удар по отрасли на Ближнем Востоке В этой ситуации многие страны мира, желая защитить своих жителей от варианта коронавируса из Индии, решают закрыть свои границы или ввести строгие ограничения на поездки для людей, прибывающих из Индии. С 25 апреля 10-дневный запрет на полеты из Индии вводят Объединенные Арабские Эмираты. Пассажиры, направляющиеся из Индии в Дубай другими маршрутами, должны предоставить отрицательный результат теста PCR, сделанный уже за 48 часов до вылета, а не за 72 часа, как это было раньше.
“Введение запрета – событие с далеко идущими последствиями для мирового пассажирского транспорта, поскольку до пандемии крупнейшие аэропорты Ближнего Востока были основными транзитными узлами для индийских пассажиров, и сотрудники Emirates даже шутили, что полеты на субконтинент – это внутренние рейсы перевозчика”, — напоминает Джон Островер, авиационный аналитик.
Аналогичного мнения придерживается и эксперт GlobalData. “Двойная мутация коронавируса из Индии может быть единственным фактором, который задержит восстановление авиационной отрасти Ближнего Востока, региона, где индийские города, такие как Мумбаи и Кочи, являются одними из наиболее посещаемых международных направлений как на прямых, так и на транзитных рейсах, обслуживаются тремя крупнейшими авиакомпаниями региона. Цены на билеты на рейсы между этими городами и Дубаем уже стали значительно дешевле и могут еще больше упасть, если ситуация в области здравоохранения в Индии ухудшится и будут введены более строгие правила карантина и запреты на выход из дома”, — говорит Бхатия.
Более того, при нынешнем развитии пандемии на Индийском субконтиненте возможен даже худший сценарий. По имеющейся информации, за трагической волной инфекций в Индии стоит новый опасный вариант коронавируса, характеризующийся двумя мутациями L452R и E484Q. Обе мутации касались так называемых белка S-пика, обнаруженного на “шипах” коронавируса, который позволяет ему проникать в клетку и инфицировать ее. Отсюда опасения индийских исследователей, что двойная мутация может способствовать распространению патогена, но также позволяет “ускользнуть” от некоторых антител, продуцируемых вакциной.
“Индийский вариант может снизить эффективность имеющихся в настоящее время вакцин, что, в свою очередь, может оказать еще большее влияние на доходы от пассажирских перевозок в то время, когда глобальные авиакомпании и аэропорты планируют открытие на основе иммунологических паспортов и статуса вакцинации потенциальных пассажиров”, — добавляет Бхатия.
Все возвращается на круги своя?
Все это означает, что невозможно исключить сценарий, при котором по прошествии более года с начала пандемии мы почти находимся в начальной точке.
“Неопределенности, связанные с индийским коридором для путешествий, отражают аналогичную предыдущую ситуацию с полетами из Великобритании, также приведшей к отмене рейсов и снижению доходов от пассажиров, с которыми столкнулись авиакомпании на Ближнем Востоке. Последние события является напоминанием авиакомпаниям в регионе о том, что более чем через год после начала пандемии, когда был запаркован первый самолет, угроза в связи коронавирусом по-прежнему актуальна”, — заключает Бхатия.
Для пассажиров из других частей мира проблемы ближневосточных авиакомпаний, которые за долгие годы заняли важное место на межконтинентальных маршрутах, добивших снижения цен на дальнемагистральные рейсы, ослабление конкуренции со стороны Большой тройки Ближнего Востока (ME3), то есть Emirates, Qatar Airways и Etihad, будет означать рост цен на авиабилеты.
Андрей Бочкарев