Airbus и Rolls-Royce свернули программу демонстрационного прототипа E-Fan X за год до экспериментального полета специального гибридного электрического самолета Avro RJ100. E-Fan X должен был стать следующим шагом Airbus по электрификации самолетов и огромным скачком в направлении достижения нулевых выбросов CO2 в течение следующих 20-30 лет.
E-Fan X был демонстрационным гибридно-электрическим самолетом, разработанным Airbus в партнерстве с Rolls-Royce и Siemens. Проект впервые был объявлен 28 ноября 2017 года. На испытательном самолете один из четырех реактивных двигателей должен был быть заменен электродвигателем мощностью 2 мегаватта (МВт), что примерно эквивалентно мощности 10 автомобилей среднего размера. Электроустановка питается от генератора энергии и аккумулятора, который весит почти две тонны. Когда требуется высокая мощность, например, при взлете, генератор и батарея совместно бы обеспечивали электродвигатель необходимой энергией. Проект был продолжением предыдущих демонстрационных программ для Flightpath 2050 – концепции устойчивого транспорта, разработанной Европейской Комиссией.
Существующие технологии не в состоянии реализовать предполагаемое видение Flightpath 2050 для авиационных целей по устойчивому транспорту, то есть 75-процентного сокращения CO2, 90-процентного – NOx и шума на 65 проц.
Руководитель отдела технологий и инноваций Airbus Грация Виттадини говорит, что производитель должен “ориентироваться на новые реалии” мира, затронутого кризисом коронавируса, и сосредоточиться на новых приоритетах, и в результате Airbus и Rolls-Royce совместно решили свернуть программу E-Fan X.
“Как и во всех новаторских исследовательских проектах, мы обязаны постоянно оценивать их и менять наши приоритеты, чтобы обеспечить соответствие нашим амбициям. Эти решения не всегда просты. Но они, несомненно, необходимы для сохранения курса”, – добавляет Виттадини, указывая на то, что усилия по увеличению экологичности авиационной отрасли – немалый подвиг. “Чтобы достичь этого, Airbus должен переориентировать все свои усилия на технологические решения, которые приведут нас к этому”, – добавляет он.
E-Fan X должен был совершить свой первый полет в 2021 году. Виттадини настаивает на том, что, хотя самолет не поднимется в воздух, усилия, вложенные в программу, не пропали даром. Ожидается, что Rolls-Royce самостоятельно продолжит работу, связанную с наземными испытаниями системы выработки электроэнергии, которую он разработал в качестве своего вклада в этот самолет.
“Сказать, что мы многому научились из этого демонстрационного проекта, было бы мало. Тем не менее, за последние три года каждый успешный этап E-Fan X предоставил нам богатые знания на будущее, такие как исследование гибридной архитектуры, высоковольтных батарей и систем, а также новых технологий восстановления углерода, а также сертификации и нормативных знаний. По словам Виттадини, Airbus разработал более реалистичную дорожную карту по прогрессу в области снижения выбросов углекислого газа.
“Как и во всех таких современных программах, мы постоянно оцениваем лучшие решения, и обеим сторонам стало ясно, что фактическое требование испытательного полета со всеми интегрированными компонентами в настоящее время не является критическим. Уровень промышленного интереса и поддержки программы E-Fan X был особенно обнадеживающим. Несмотря на то, что наша программа с Airbus подходит к концу, мы планируем завершить наземные испытания системы выработки электроэнергии, что позволит нам продемонстрировать технологию и собрать все выводы”, – сказал Пол Стейн, глава отдела технологий Rolls-Royce.
Для тестирования новых гибридно-электрических решений должен был использоваться британский Avro RJ100 с регистрацией G-WEFX. Машина была изготовлена в 2000 году и эксплуатировалась в региональном подразделении компании British Airways (G-CFAC) в течение первых шести лет. Затем самолет использовался более 11 лет швейцарской авиакомпанией. Его последними операторами были Falko Regional Aircraft и Cello Aviation. Наконец, 4 декабря 2018 года самолет был куплен Airbus для проекта ExO Alpha E-Fan X.
Андрей Бочкарев