Налог на авиационный керосин и последствия этой странной инициативы

Французское правительство настаивает, чтобы новое руководство Европейской комиссии ввело налог на авиационное топливо. Это должно послужить мерой для снижения выбросов углекислого газа. Елисейский дворец не согласился с другой идеей членов парламента, которые хотели запретить внутренние рейсы для поддержки наиболее экологически чистых средств общественного транспорта, а именно железных дорог.
Изменение Чикагского соглашения
«Чикагская конвенция о гражданской авиации 1944 года освобождает авиационное топливо от налогообложения, но экологические активисты говорят, что с этим должно быть покончено — Согласно Конвенции 1944 года, налог на авиационное топливо не может применяться ни в одной стране мира, но она была принята в то время, когда изменение климата и парниковые газы не были проблемой», – заявил французский министр окружающей среды Франсуа де Ружи.

Парижский постулат состоит в том, чтобы удовлетворить требования движения «желтых жилетов», которые выступают против экономических реформ президента Эммануила Макрона, включая повышение налогов на топливо, используемое в автомобилях. Движение призывает вместо этого взимать дополнительные расходы на авиационное топливо.
«Чикагская конвенция должна быть изменена, это должно стать приоритетом для новых членов Еврокомиссии», – заявил Франсуа де Ружи

Ожидается, что новая комиссия вступит в должность в ноябре после выборов в Европарламент в мае, на которых «зеленые» завоевали сильные позиции. Эта группа, имеющая 10 процентов. места в ЕП, это будет настолько важна, что без нее будет сложно построить большинство.
Предыдущие попытки обложить налогом авиационные выбросы ЕС не увенчались успехом. Предложение 2011 года, которое обязывает авиакомпании покупать разрешения на выбросы углерода для рейсов в и из ЕС, встретило сопротивление со стороны Китая и других стран. В настоящее время настроения уже другие даже в Китае, и в эпоху все более тревожных расчетов ученых и представлений о будущем, в котором человечество должно ждать цивилизационного кризиса, против таких предложений будет сложнее протестовать.

Более радикальная идея не прошла

Члены французского парламента требовали, чтобы голос Парижа звучал еще более громко на европейской арене, и предлагали запрет на внутренние рейсы, которые могли бы быть заменены поездками на поезде, не превышающими пяти часов. «Это не совсем серьезно, – сказал французский министр окружающей среды, – Я и всегда был «зеленым» активистом, но это предложение означало бы, что мы больше не сможем летать по Франции».

Министр отметил, что в настоящее время идет процесс перемещения внутренних воздушных соединений по железной дороге. Никаких специальных законов или запретов не было. «Когда TGV добрался до моего родного города Нанта, воздушное движение практически исчезло. То же самое произошло на маршруте Париж-Бордо, где благодаря линии TGV количество авиарейсов сократилось на 40 процентов», – сказал политик.

То же явление наблюдалось в последнее время в случае аннулирования компанией Eurowings обслуживания рейсов, соединяющих Нюрнберг и Берлин. После ввода в действие маршрута ДПК Берлин-Мюнхен поездка из Нюрнберга в Берлин занимает около 3 часов. Перевозчик уже обслужил более миллиона пассажиров за сто дней.

Эта тенденция еще сильнее в Швеции, где движение, называемое «Позор перед полетом», способствовало возрождению железнодорожного сообщения, и пассажиры предпочитают тратить больше времени и денег на дорогу, если они не способствуют загрязнению атмосферы. Авиация несет ответственность за около 3 процентов всех выбросы парниковых газов в Европе и прогнозы пугают – к 2050 году, с развитием авиационной промышленности, эта цифра может увеличиться на 700 процентов. Стоит напомнить, что в соответствии с Парижским климатическим соглашением выбросы парниковых газов должны достичь пикового уровня не позднее 2020 года, а к 2050 году они должны быть сокращены как минимум на 50 проц. по сравнению с уровнем 1990 года. Согласно планам, нулевые выбросы должны быть достигнуты не позднее второй половины XXI века.

По мнению аналитиков нашего портала, инициатива по введению налога на авиационное топливо, является проявлением слабости французского руководства, сделанное под нажимом левых. В нынешних условиях повышение налогов на автомобильное топливо вполне логично, тем более, что автомобильный транспорт на электротяге — уже перспектива ближайшего будущего. Такие решения в авиации пока невозможны. И если повышение налога на автомобильное топливо в конечном итоге приведет в росту спроса на электромобили, то налог на авиационный керосин может привести к стагнации авиационной отрасли, которая играет огромную роль в формировании мирового ВВП.

Андрей Бочкарев