Набор и удержание персонала становится все большим вызовом для авиакомпаний

«Несмотря на все еще высокий престиж работы в авиации, компании отрасли должны сегодня стремиться удерживать нынешний персонал на одном уровне с набором новых. Поэтому нельзя недооценивать условия труда людей, занятых в авиации», – утверждала во время Второго конгресса участников авиарынка директор по персоналу румынского перевозчика Blue Air Мелания Жаравете. Она также подчеркнула необходимость сотрудничества со школами и другими учебными заведениями в обучении потенциальных сотрудников.
Выступление Жаравете послужило началом дебатов о кадровых потребностях авиационного сектора и престиже работы в авиации. Хотя Blue Air является относительно небольшим перевозчиком (у него всего 23 самолета, на которых перевоз в этом году около 4 миллионов пассажиров), проблемы, связанные с набором персонала на сложном рынке труда, не чужды компании.

«В последние годы авиаперевозки растут на 5 процентов ежегодно. Мы не можем обучить столько пилотов, сколько нам нужно. Это общая проблема независимо от страны», – признался докладчик. Согласно имеющимся исследованиям, эта проблема, также в случае других авиационных профессий, будет более серьезной в ближайшие годы. «Если мы хотим иметь профессионалов, мы должны думать о других решениях, кроме привлечения людей из-за рубежа», – утверждал Жаравете. По этой причине Blue Air укрепляет сотрудничество со школами, включая Бухарестский политехникум, и с пятью институтами в Португалии и в Хорватии. «Мы хотим, чтобы выпускники вузов были лучше подготовлены к выходу на рынок труда. Авиация потребует компетенций и навыков для их использования», – добавила она.

Слушатели выступления просмотрели два образца рекламных роликов компаний из авиационной отрасли, показывающих престиж работы в авиации. Стремление стать пилотом выгодно перевозчикам, аэропортам и операторам по подбору персонала. Уважение, которым обычно пользуются пилоты, обусловлено, в частности, высоким барьером для входа. «Трудно попасть в эту профессию и остаться в ней. Это связано с более высокой стоимостью обучения, сертификации и обязательного тестирования каждые 6 месяцев. Это последнее требование, вероятно, не существует ни в одной другой профессии. Если бы это было легкой задачей, любой мог бы стать пилотом, а престижа не было бы», – заявила представитель Blue Air. Другим фактором, определяющим элитарность пилотной профессии, является ответственность за жизнь человека. «У пилотов есть« комплекс героев », они хотят спасти и защитить людей», – сказал Жаравете.

Элементом создания престижа является также романтический образ авиации. «Лучший офис в мире выше облаков. Там всегда светит солнце», – сказала Жаравете, цитируя высказывание, популярное среди пилотов. Общим мотивом для работы в авиационной отрасли является желание путешествовать и общее любознательность к происходящему по всему миру. – Авиация создает мосты между людьми. Мы являемся хорошим примером этого, в том числе и мультикультурализма: у нас работают представители 33 национальностей», – добавила она.

Не менее важным, чем набор новых сотрудников, является необходимость удержания существующих сотрудников. «Необходим баланс между этими видами деятельности. Нам также необходимо проводить непрерывное обучение и в то же время быть заметным на рынке труда», – продолжила Жаравете. По ее мнению, для представителей поколения, выходящих на рынок труда сегодня, важнее, чем размер вознаграждения, – это предсказуемость и стабильность (дающая возможность планировать время даже из месяца в месяц) и баланс между личной жизнью и работой. Стимулом для пребывания в компании являются, среди прочего, последовательное внедрение технических средств, облегчающих сотрудникам выполнение своих обязанностей. Примером является недавно представленная Aviobook – электронная книга полетов, управляемая с планшета, которая заменила бумажную документацию, улучшив документооборот.

Андрей Бочкарев