МС-21 все-таки перемахнул через пол страны

Производитель нового российского пассажирского самолета средней дальности опубликовал видеоролик полете предсерийного MC-21. Серийное производство должно начаться в 2021 году.
Группа «Иркут», которая работает над новым российским самолетом MC-21-300 (название расшифровывается как «Магистральный самолет XXI века»), показала на YouTube машину во время взлета, полета и посадки, имевших место  в субботу 27 апреля. Машина вылетела из иркутского аэропорта и прибыла в аэропорт Ульяновск-Васточный.

По словам одного из пилотов, которого цитирует газета, рейс выполнялся нормально, «без замечаний». В Ульяновске машина будет окрашена в серийные цвета и вылетит в московский аэропорт Раменское, где продолжится программа испытательных полетов.

MC-21 – это совместный проект объединения “Иркут” и военная корпорация “Ростех”. Базовая версия может вместить 211 пассажиров. После введения западных санкций производитель несколько раз откладывал дату начала серийного производства из-за высокого содержания западных частей, к которым он потерял доступ.

Например, в январе этого года США и Япония прекратили экспорт материалов для так называемого составного черного крыла самолета МС-21. Ряд компонентов, использованных в композиционных материалах крыла и части хвоста самолета, были импортированы российской компанией Hexcel и японской компанией Toray Industries.

Используемые композиты делали российскую машину легче и экономичнее, чем модели конкурентов. И это вызвало большой интерес рынка. Теперь это преимущество утеряно и судьба самолета находится в подвешенном состоянии.

В марте руководство «Аэрокомпозита» (принадлежащего OAK), на которое распространяются санкции США, объявило о разработке российских заменителей импортных композитных деталей. Однако уже известно, что такое крыло будет дороже и тяжелее.

Проблемы с импортом запчастей, однако, вызвали быстрое увеличение стоимости проекта. До сегодняшнего дня на него было потрачено 156 миллиардов рублей (сегодня это 2,42 миллиарда долларов), а общая стоимость вырастет к 2025 году до рекордной суммы в 437,4 миллиарда рублей (6,75 миллиарда долларов).

Именно поэтому многие российские авиационные эксперты считают, что этот проект “никогда не окупится”. Еще и потому, что пока конкретных заказов на эту модель не так много. Однако в ОАК теперь надеются, что после катастроф американского Boeing 737 MAX 8, чьи полеты были временно прекращены и на территории России, MC-21 займет их место. Однако, это выглядит фантастикой, учитывая количество заказов на MAX 8, производственную мощь Boeing и его место на рынке. Единственной перспективой для MC-21 остается внутренний российский рынок, да и то при условии, что авиакомпаниям он будет навязан.

Андрей Бочкарев