MC-21

МС-21 для Malaysia Airlines – “или ишак сдохнет, или султан помрёт”?

Россия планирует сменить поставщиков авионики МС-21. Цель состоит в том, чтобы избежать проблем с возможными эмбарго, которые ставят под угрозу международные продажи. Правда здесь возникает вопрос — есть ли у этого самолета экспортный потенциал? Печальный опыт с SuperJet-100, показывает, что независимые авиакомпании не заинтересованы в продукции российских авиастроителей.

MC-21
MC-21

Россия планирует к 2023 году заменить авионику, которую она использует на самолете МС-21, отечественными системами. Как говорят производители, такое решение позволит продавать самолеты в странах, находящихся под эмбарго. В настоящее время система авионики поставляется североамериканскими компаниями Honeywell и Rockwell Collins и французским Thales.

Однако известно, что стран, в которые запрещено продавать продукцию с американскими технологиями в мире не так много и большинство из них не использует гражданскую продукцию российского производства. Кроме того, в России нет соответствующих технологий для выпуска конкурентноспособной и надежной авионики. Если положительное отношение к планеру и даже двигателям российского производства у потенциальных клиентов связано со славой советской школы, то авионика — совсем другое. В СССР она была самым слабым элементом. Поэтому экспортный потенциал советских самолетов ограничивался своим и рынком других слаборазвитых стран.

Правительство выдало предложения для потенциальных  российских производителей, которые должны завершить разработку, испытания и сертификацию к концу 2023 года.
MC-21 – первый крупный коммерческий самолет, разработанный в России со времен распада Советского Союза. Самолет способен вместить до 211 пассажиров. Первый полет состоялся 28 мая 2017 года, а сертификация должна быть завершена в конце этого года. Серийное производство самолета, как ожидается, начнется в 2021 году. Однако со сменой авионики потребуется дополнительная сертификация.

Ожидается, что российская авиакомпания Аэрофлот станет первым оператором нового самолета, а Malaysia Airlines – первым международным заказчиком. В последнем случае информация может оказаться рекламным фейком, который распространяет российский производитель в надежде, что “или ишак сдохнет, или султан помрёт”. Дело в том, что авиакомпания Malaysia Airlines после двух трагических катастроф и ошибках в стратегическом управлении находится на грани банкротства. Покупка сомнительных самолетов была бы ей совсем не кстати. Хотя не исключено, что самолеты может приобрести новый владелец Malaysia Airlines с помощью государства, которое предпочитает рассчитываться с Россией пальмовым маслом.

Подобные заявления исключают имиджевый риск. Всегда можно сказать – “банкротство помешало приобрести МС-21”. В любом случае Малайзия не находится под санкциями и стремление “городить огород” из российских комплектующих выглядит желанием просто получить очередной транш из государственного бюджета на весьма сомнительную затею.

Андрей Бочкарев