МС-21-310 с российскими двигателями ПД-14: патриотизм в ущерб эффективности?

Корпорация “Иркут” (входит в “Ростех”) сообщила, что ее дочернее предприятие ИАЗ завершило сборку опытного образца регионального пассажирского самолета МС-21-310 с российскими двигателями ПД-14. 6 ноября 2020 года его выкатили из сборочного цеха и передали летно-исследовательскому отделу. Сейчас самолет проходит финальные испытания. В основном они касаются новых силовой установки.

Air Kyrgyzstan планирует закупать самолеты в России
Самолет МС-21-300

В ближайшие месяцы ожидаются летные испытания прототипа. Прототип MC-21-310 должен был подняться в воздух к концу этого года, но работы были отложены из-за пандемии SARS-CoV-2. Из-за нее ИАЗ около 2 месяцев был закрыт.

Опытный образец MC-21-300 с двигателями Pratt & Whitney PW1400G совершил полет 28 мая 2017 г. В настоящее время проходят испытания 3 прототипа MC-21-300, № 73051, 73053 и 73054, налет которых на данный момент составляет почти 70 часов. Сертификация этой версии планируется пока что на текущий год. Серийное производство должно начаться в 2021 году. Первым получателем МС-21-300 станет “Аэрофлот”.

Предполагалось, что МС-21 станет конкурентом зарубежным моделям подобной вместимости. Однако с самого начала возникли трудности с обеспечением оптимального взлетного веса из-за отсутствия достаточно легких композитных материалов. По утверждению экспертов, продвижение самолета даже на внутреннем рынке столкнется с трудностями из-за нежелания перевозчиков связываться с сырой конструкцией, а о выходе на внешний рынок производителю останется только мечтать.

Установка двигателей российского производства является скорее политически мотивированной мерой. Их надежность и экономичность оставляет желать лучшего, а авиакомпании предпочитают эффективность патриотизму.

Андрей Бочкарев