МС-21-300 с крылом из материалов российского производства готовится к первому полету

Объединенная авиастроительная корпорация (“Иркут”) в конце ноября этого года завершила  сборку первого самолета МС-21-300 с крылом из полимерно-композитного материала российского производства. Вскоре МС-21 совершит первый технический полет.

МС-21 -   «Магистральный самолет 21 века»
МС-21 – «Магистральный самолет 21 века»

Панель крыла установлена ​​на самолет МС-21-300, предназначенный для поставки первому заказчику (launch customer) – российскому Аэрофлоту. 29 ноября этого года самолет доставлен из цеха окончательной сборки корпорации «Иркут» в цех летных испытаний. Специалистам завода и связанных с ним компаний поручено провести программу наземных проверок самолета и его систем для подготовки его к первому техническому полету.

Разработка и производство российских полимерных композиционных материалов для крыльев МС-21 начались после введения США торговых ограничений на компанию «Аэрокомпозит» в сентябре 2018 года. Доля композитов в конструкции МС-21 составляет около 40 процентов  – это рекордный результат для самолетов средней дальности. Отечественные материалы для композитных опорных конструкций разработаны при участии ученых МГУ и предприятий Росатома. Наружные панели крыла центроплан МС-21-300 изготовлены компанией «АэроКомпозит-Ульяновск». Для изготовления крыльев используется запатентованная Россией технология вакуумной инфузии.

Новый узкофюзеляжный самолет из России

МС-21 (может расшифровываться как,  «Магистральный самолет 21 века» – «Главный самолет 21 века») – серия из трех модификаций (-200, -300, -400) узкофюзеляжных самолетов средней дальности, которые могут вмещать от 150 до 230 пассажиров. Дальность полета всех них должна составить около 5000 км. Самолет был разработан компанией «Иркут» и конструкторским бюро Яковлева. МС-21 – это усовершенствованная версия самолета Яковлев Як-242, который никогда не производился. Новая машина должна заменить, прежде всего, изношенный Ту-154, а в перспективе и более новый самолет Ту-204/214. Самый крупный заказ пока разместил Аэрофлот, подписавший контракт на поставку 50 самолетов МС-21. Всего было заказано 175 машин этого типа.

композитное крыло для МС-21
Композитное крыло для МС-21

Стоит добавить, что, по словам министра торговли и промышленности РФ Дениса Мантурова, первые поставки «Иркут» МС-21 первому получателю – линии Аэрофлота должны были состояться еще  состоятся в конце 2021 года. «Иркут» подвел предварительные итоги наземных испытаний самолета МС-21-300, подтвердившие возможность эксплуатации самолета при наличии воды на взлетно-посадочной полосе.   Еще одним важным событием стал первый технический полет МС-21 с российскими двигателями «Авиадвигатель» ПД-14, которым придется еще долго доказывать свою надежность и экологичность.

По мнению специалистов,  из-за увеличенного веса композитов российского производства, низкой надежности российских двигателей ПД-14, также большой доле выбросов CO, у МС-21 нет никаких шансов на внешнем рынке. Пока не известно будет ли стартовый заказчик использовать самолеты этой модели в региональных перевозках или, уступив давлению властей, примет их во флот, а затем передаст своим местным филиалам, чтобы не отпугнуть инвесторов. По крайней мере так было со злополучными SSJ-100, от которых флагманский перевозчик России в конечном итоге отказался, отправив их в свой бюджетный филиал.

Андрей Бочкарев