Монтаж пожарной сигнализации частных самолетов

Щитки, применяемые в сигнализации, — это щитки сигнальных ламп. На небольших и одномоторных частных самолетах щитки ставятся на приборной доске пилота, а на больших многомоторных самолетах — на приборной доске механика, которому поручается наблюдение за щитками и принятие соответствующих противопожарных мер. Так как большинство самолетов делается разборными, то в местах разъема для удобства ставятся разъемные коробки.

Крепятся разъемные коробки или отдельно, или на косынке — винтами или шурупами.
Для сигнализации применяются провода сечением от 0,75 до 1 мм. Все провода отмеряются по месту и пронумеровываются. Для номеров используют листовой алюминий, нарезанный полосками шириной в 8 мм. На этих полосках выбиваются соответствующие номера, после чего полоски закрепляются на проводе. Отмеренные и пронумерованные провода собираются в жгуты, обматываются изолировочной, а затем киперной лентой и пропитываются изолирующим лаком.

Заготовленные жгуты прокладываются обыкновенно по первому лонжерону. Крепление жгутов делается или хомутами, или скобками из листового алюминия толщиной в 1 мм и шириной 10-15 мм. Расстояние между точками крепления — 300-500 мм.
Не рекомендуется класть провода по верхней обшивке, так как в летнее время верхняя обшивка сильно нагревается и изоляционный материал  от этого сохнет, крошится и провод приходит в негодность. В таком проводе может произойти замыкание, что вызовет ложную тревогу. В сырую погоду стекающая от дождя вода также сильно действует на изоляцию провода.

Монтаж пожарной сигнализации частных самолетов
Также не рекомендуется прокладывать провода около бензиновых и масляных баков частного самолета, так как бензин и масло действуют разрушающим образом на изоляцию провода и могут повести к неправильному действию всей системы сигнализации. Если в силу необходимости приходится вести провода около бензиновых и масляных баков, рекомендуется прокладывать их для предохранения в тонкостенных алюминиевых трубках.

При проходе жгутов через отверстия облегчения и пожарные перегородки нужно ставить эбонитовые втулки для того, чтобы острые концы отверстий не могли нарушить изоляцию.
После того как жгуты закреплены, приступают к разделке концов. Концы проводов разделываются веером или гребенкой; разделка гребенкой более распространена. Разделанные концы проводов в гребенке должны быть длиной не более 30 мм, если на них напаиваются наконечники, и немного длиннее, если из провода делается кольцо вместо наконечника. После того как концы обрезаны, их зачищают. На зачищенные концы надевают наконечники и запаивают их; если же конец делают кольцом, то его облуживают.

Пайка наконечников и облуживание колец производится тинолем или же третником (сплав олова со свинцом) с канифолью. Пайку третником с соляной кислотой ни в коем случае делать нельзя, так как от этого на проводе получается окись меди, что нарушает контакт. Разделанные концы обматываются лентой и покрываются черным спиртовым лаком. Когда концы просохнут, их включают. Гайки и контргайки должны быть завернуты до отказа так, чтобы они не могли отвернуться.

Источники питания

Первоначально для питания сигнализации пользовались батареями от карманных фонарей, но, как показал опыт, это ненадежно, потому что батареи быстро расходуются и расстраивают сигнализацию.

В настоящее время для этой цели применяют аккумуляторную батарею, служащую источником питания для освещения частного самолета. Линия для питания сигнализации берется непосредственно от аккумуляторов; делается это для более надежной и бесперебойной работы сигнализации.

Ольга Шошина