Аэропорт Хитроу

Международная организация аэропортов (ACI World) ответила на претензии IATA

«Мы одна экосистема, и мы не можем конфликтовать. Но наши интересы расходятся», — с такими словами к Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA)  обратился  Луис Фелипе де Оливейра, генеральный директор Международной организации аэропортов (ACI World).

Amsterdam Schiphol
Amsterdam Schiphol

Это была реакция на протест IATA против повышения аэропортовых сборов в европейских аэропортах. «Безосновательно обвинять аэропорты в том, что повышение сборов помешает усилиям по восстановлению воздушного движения», — говорит Луис Фелипе де Оливейра. Он также напомнил, что более 70 процентов членов  ACI World поддержали свои авиакомпании,  являющиеся партнерами,  во время пандемии. «Это, что  тогда было необходимо сделать », — сказал он.

Это не первый случай, когда IATA критикует аэропорты и работающие там компании за повышение тарифов. В октябре 2021 года ассоциация заявила, что увеличение сборов со стороны аэропортов и поставщиков аэронавигационных услуг уже составило 2,3 миллиарда долларов, а дальнейшее повышение может быть «в десять раз выше», если уже поданные предложения будут приняты во внимание.

«Вопиющая несправедливость заключается в том, что акционеры большинства аэропортов не решились оказывать им финансовую поддержку, в то время как для авиакомпаний государственная помощь была обычным делом»,  — сказал Уилли Уолш, президент IATA.

С другой стороны, ACI World указывает, что средний мировой доход от сборов на пассажира не увеличился, а фактически снизился примерно на 20 процентов  в 2014-2019 гг., несмотря на увеличение капитальных затрат (CAPEX) в этот период. Согласно ACI, влияние аэропортовых сборов на пассажиров «очень мало или незначительно» и составляет около 5 проц. от расходов авиакомпаний. ACI также добавляет, что 24 проц.  сборов авиакомпаний поступают из доходов аэропортов.

ACI World также отмечает, что аэропорты  вынуждены постоянно делать инвестиции. Организация подсчитала, что в мире к 2040 году необходимые инвестиционные расходы достигнут 2,4 триллиона долларов. «Вот почему аэропорты должны иметь возможность устанавливать коммерческие сборы», — говорит  де Оливейра. По его словам, там, где существует чрезмерный спрос на пропускную способность аэропортов, а расширение затруднено, аэропортовые сборы должны играть ключевую роль в определении того, какие авиакомпании будут наилучшим образом использовать ограниченную пропускную способность. По его мнению, увеличение платы указывает на проблемы с недостаточной инфраструктурой, а плата является своего рода проверкой того, готов ли рынок платить за расширение мощностей.

Аэропорт Шарль-де-Голль Париж CDG (LFPG)

В 2023 году ситуация  станет лучше

Прогнозы по пассажирским авиаперевозкам улучшаются месяц за месяцем. Летний сезон закончился, и в часы пик в большинстве аэропортов снова многолюдно.

«С другой стороны, когда пропускная способность аэропорта не используется, аэропортовые сборы играют роль в обеспечении стимулов для новых услуг, особенно в увеличении региональных сообщений, и, таким образом, максимизируют экономические и социальные выгоды от воздушного транспорта», — считает глава ACI World.

По мнению руководства ACI, необходим новый подход к аэропортовым сборам и правилам, и очень важно, чтобы они служили интересам путешествующих сообществ и местных сообществ.
При описании будущей политики в отношении сборов ACI рекомендует строго учитывать аэропортовые сборы, основанные на затратах. «Основное внимание в платежах должно быть уделено потребностям рынка и сигналам для эффективного использования инфраструктуры», — говорится в отчете ACI. Его авторы предполагают, что при изменении конкурентной среды лучшим решением будет заключение коммерческих соглашений между аэропортами и авиакомпаниями.

В отчете также говорится, что любые соображения, касающиеся оплаты аэропортовых сборов, должны подлежать анализу затрат и выгод. В тех случаях, когда коммерческие соглашения между аэропортами и авиакомпаниями не приводят к удовлетворительному снижению аэропортовых сборов, должны применяться «легкие» правила.

«Каждое применяемое регулирование должно быть нацелено на поддержку эволюции конкурентных сил и побуждать участников рынка принимать самостоятельные решения», — говорится в отчете.
Вслед за аэропортом Схипхол в Амстердаме также планирует поднять сборы и лондонский аэропорт  Хитроу. Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) выразила свой протест против этого.

Андрей Бочкарев