Мексика свернула уже начатое строительство гигантского аэропорта

25-28 октября в Мексике состоялся референдум о продолжении строительства Международного аэропорта Нью-Мехико (Nuevo Aeropuerto Internacional de la Ciudad de México, NAICM), который должен был заменить действующий в настоящее время Международный аэропорт Мехико (Benito Juárez Aeropuerto Internacional). Однако 70 процентов его участников проголосовали против.

Мексика свернула уже начатое строительство гигантского аэропортаНесмотря на то, что в референдуме участвовал всего один миллион жителей (1 из 90 человек), его результаты являются обязательными. Новый президент Мексики Лопес Обрадор, вступающий в должность 1 декабря 2018 года, объявил о прекращении строительства, против которого он выступал в предвыборной кампании. По его словам, растущие издержки, экологические проблемы и подозрения в коррупции требуют отмены.
Проект Foster и Romero был выбран на конкурсе в 2014 году. Легкая структура остекленной сетки создает стену и крышу терминала площадью 555 000 м2, который должен был обслуживать 6 взлетно-посадочных полос. Здание терминала имеет форму, напоминающую букву X и намекающую на букву в названии страны. Сводчатая форма относится к традиционной мексиканской архитектуре и символике. Foster & Partners имеет большой опыт в создании аэропортов. По их проектам были построены аэропорты в Лондоне, Гонконге, Пекине, Аммане и Кувейте.

Строительство NAICM было начато в 2015 году предыдущим президентом Энрике Пенья Нието. Он был разработан британскими Foster & Partners в сотрудничестве с мексиканской студией Fernando Romero Enterprise (FR-EE). Стоимость строительства оценивалась в 13,3 млрд долларов США. Из этой суммы 60 процентов должен был покрыть бюджет, а остальное – банковские кредиты и облигации. На первом этапе строительства к 2020 году должен был быть построен терминал, предназначенный для обслуживания 68 миллионов пассажиров в год.

Интересно, что экономия от прекращения строительства может оказаться несущественой из-за его значительной завершенности (более одной трети) и высоких издержек ликвидации существующих структур (включая договорные штрафы для подрядчиков). Альтернативой может быть использование уже возведенных конструкций в качестве спортивно-экологического центра. Этому способствовало бы месторасположение в части высохшего озера Тескоко к северо-востоку от города Мехико, что не вызвало бы существенных проблем со строительством. Рядом находится озеро Набор-Каррильо, где обитают многие перелетные птицы.

Лопес Обрадор также предлагает расширить существующий порт Мехико с использованием структуры близлежащей военной базы Санта-Лючия. Для этого будет достаточно 3,5 миллиарда долларов. Эксперты, однако, не согласны с этой идеей, отмечая возможное пересечение путей захода на посадку обоих аэропортов и их значительное расстояние друг от друга (около 50 км). В настоящее время Aeropuerto Internacional Benito Juárez обслуживает около 40 миллионов пассажиров в год.

Андрей Бочкарев