MAX-имальные проблемы Боинга

Заземленные в марте самолеты Boeing 737 MAX по-прежнему ожидают, что регулирующие органы смогут гарантировать безопасность этих машин. Крайний срок для прекращения отмены эксплуатации сдвигается с месяца на месяц. В настоящее время туризм переживает пик сезона, на который MAX-y отводилась особая роль.
Во время последней пресс-конференции Norwegian, на которой было объявлено о решении Бьорна Кьоса покинуть свой пост, бюджетный трансатлантический перевозчик, обсуждая проблемы снятых с эксплуатации 18 единиц MAX и вопроса о поставке еще 92 заказанных самолетов, сказал, что ожидает окончания отмены полетов в октябре. Уже сейчас можно сказать, что это нереально.

Остается только ждать и верить

В воскресенье American Airlines Holdings заявила, что не включит MAX в свои расписания рейсов по крайней мере до 3 ноября. СМИ заявляют, что перевозчик будет отменять около 115 сообщений в день.

Как можно догадаться, этот срок основывается на вере, а не на четких предпосылках. American Airlines считает, что запланированные обновления программного обеспечения для Boeing 737 MAX и новое обучение, которое Boeing разрабатывает в сотрудничестве с нашими профсоюзными партнерами, приведет к перевыдаче сертификатов в этом году. Что интересно, поскольку есть надежда на прекращение отмены эксплуатации MAX «в этом году» это означает, что American Airlines серьезно относится к тому факту, что новый 737 останется на земле еще дольше.

В настоящее время AA является крупнейшим пользователем MAX и, безусловно, имеет слово в Федеральном авиационном управлении (FAA), которое сертифицировало проблемные самолеты, и теперь выполняет этот процесс с самого начала. В июне агентство выявило еще один потенциальный риск, связанный с использованием MAX.

Подрезанные крылья

Затем Boeing объявил, что, вероятно, потребуется время, как минимум до сентября, чтобы устранить обнаруженную уязвимость. В начале июня производитель предупредил авиакомпании, что некоторые из 737 пассажирских самолетов, которые они эксплуатируют, в том числе 737 MAX, могут иметь неисправный элемент крыла, что особенно важно при взлете и посадке. Согласно заявлению компании, речь идет о продольном элементе передней кромки крыла, который влияет на общую аэродинамику самолета и увеличивает его несущую способность.

Как сообщает агентство Reuters со ссылкой на двух человек, проинформированных об этом случае, во время тестовых полетов на симуляторе были протестированы сценарии активации подсистемы MCAS, которая предотвращает сваливание. Во время одной из активаций потребовалось больше времени, чем заявлено, чтобы восстановить систему триммера стабилизатора, необходимую для управления самолетом.

В ожидании чуда

В мае FAA выразило надежду, что MAX вернутся к полетам еще до июля с тем, чтобы они могли работать в пиковый сезон. IATA была более осторожна и объявила крайним сроком август. В июне стало известно, что и это невозможно, и срок был отодвинут как минимум месяц. Несколько дней назад говорилось об октябре, а сегодня уже называется ноябрь и можно предположить, что на самом деле имеется в виду декабрь. И еще есть EASA, предъявляющая свои требования к MAX, без выполнения которых европейское небо для этих машин будет закрыто.

Авиакомпании ждут своих самолетов, некоторые теряют терпение, что приводит к угрозам потребовать компенсаций или отозвать заказы. Компенсация семьям двух жертв катастрофы MAX обойдется минимум в 100 миллионов долларов. Пилоты выстроились в очередь к кассам Boeing за своими компенсациями. Пассажиры теряют доверие к новым 737-м, и к призыву президента США Дональда Трампа изменить название MAX на что-то другое, не связанное с неудачей Boeing, относятся более серьезно.

Каждый последующий срок завершения отмены эксплуатации 737MAX является ударом для производителя. Он уже «качается на ногах» и в этом году не только не повторит производственные результаты 2018 года, но и проиграет Airbus в гонке за звание крупнейшего производителя гражданских самолетов в мире. Будущие месяцы или годы будут означать потерю потенциальных контрактов. Сложно сказать, насколько серьезно это все повлияет на состояние компании в долгосрочной перспективе.

Наверное пришло время для чего-то большего, чем уход менеджера на «запланированный заслуженный отдых» и показного оптимизма в отношении следующих лет работы компании.

Андрей Бочкарев