Немецкая авиакомпания Lufthansa считает, что условия, поставленные Брюсселем в связи с получением государственной помощи на сумму 9 миллиардов евро, слишком суровы и угрожают разрушить ее бизнес-модель.
Дело в том, что после передачи 24 слотов в Мюнхене и Франкфурте перевозчик теряет конкурентоспособность, поскольку ограничивает предложение стыковочных рейсов. В материалах информационного брифинга, опубликованного на его веб-сайте, подчеркивается, что решение ЕС непостижимо, поскольку оно поражает своей жесткостью во время самого глубокого кризиса на воздушном транспорте.
В свою очередь, по словам комиссара ЕС по вопросам конкуренции Маргрет Вестагер, предоставление такой значительной финансовой помощи могло бы иметь серьезные последствия для европейского авиационного рынка, если бы миллиарды для Lufthansa не были обусловлены уступками перевозчика. Другое дело, что крупнейшие конкуренты Lufthansa в Европе – Air France и KLM получили согласие Брюсселя на государственную помощь без каких-либо условий со стороны Брюсселя. Просто эти авиакомпании себя ограничили сами, а правительства Парижа и Гааги навязали им условия, связанные с большим вкладом в охрану окружающей среды. Маргрет Вестагер сочла эти обстоятельства очень желанными.
Теперь Lufthansa утверждает, что 24 слота, которые она вынуждена передать на тендер, являются ключом к ее конкурентоспособности, поскольку Франкфурт и Мюнхен для нее то же, что Хитроу для British Airways и парижский аэропорт имени Шарля де Голля — для Air France. Так как нет другого порта с таким количеством потенциальных клиентов поблизости. “Без возможности удобных пересадок для пассажиров, прибывающих из других портов, Lufthansa не сможет работать прибыльно. И в будущем, размещение наших слотов прямо или косвенно приведет к доминированию перевозчиков из-за пределов Европы, предлагающих дальние рейсы”, – говорится в заявлении германского перевозчика.
Еще в июне генеральный директор Lufthansa Карстен Шпор признал, что объем государственной помощи, предоставленной этой авиакомпании, был выше, чем фактические потребности перевозчика. Но этого было достаточно, чтобы LH сохранила свои позиции мирового лидера на авиационном рынке. Такая помощь была подвергнута жесткой критике со стороны Майкла О’Лири, президента Ryanair. По его мнению, государственные деньги искажают ситуацию на рынке, а Германия делает все, чтобы сохранить рабочие места в своей стране за счет занятости в других странах. Lufthansa объявила об увольнении 22 000 работников, хотя в конечном итоге это число будет зависеть от результатов переговоров с профсоюзами.
До настоящего времени согласие ЕС предоставлять государственную помощь авиакомпаниям всегда подвергалось ограничениям. Когда LOT обратился за такой помощью в 2013 году, комиссия также установила условия для ее предоставления. В то время Брюссель, Lufthansa и Ryanair настаивали на блокировании государственной поддержки LOT. Польский перевозчик, наконец, получил разрешение на эту помощь и ему не пришлось раздавать слоты.
“Санкция касалась только предложения. Нам пришлось сократить их на 16 процентов ниже состояния до оказания помощи, т.е. с 2013 года. Мы не отказались от каких-либо слотов, но мы закрыли несколько направлений, и, прежде всего, мы резко сократили частоту рейсов. Нам не разрешалось добавлять что-либо в сетку до конца 2015 года”, – вспоминает Себастьян Микош, бывший глава LOT, в настоящее время заместитель главы Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA).
Андрей Бочкарев