Лондон будет содействовать экспорту самолетов Bombardier

Великобритания впервые оказала финансовую помощь канадскому концерну Bombardier для экспорта самолетов серии C (CSeries), крылья к которым изготавливаются в Северной Ирландии.


Британское агентство по кредитованию экспортных операции UK Export Finance (UKEF) заявило, что финансирование производства самолетов для авиакомпании Korean Air позволит сохранить рабочие места в Белфасте, где канадский концерн располагает суперсовременным заводом по производству крыльев.

Британцы приняли такое решение после неожиданного отклонения Вашингтоном иска концерна Boeing по вопросу введения высоких пошлин на 110-130-местные самолеты несколько недель назад, поскольку концерн из Сиэтла не смог доказать, что их покупка авиакомпанией Delta Air Lines нанесла ущерб его интересам.

Однако торговый спор Boeing с Bombardier создавал угрозу для сохранения рабочих мест на крупнейшем промышленном предприятии в Северной Ирландии и даже склонил премьер-министра Терезу Май, кабинет которой зависит от поддержки партии DUH из Ольстера, к открытой и острой критике американского производителя самолетов.

Канадский концерн уже пользуется британской помощью, но Агентство UKEF до сих пор не соглашалось на давние просьбы Bombardier профинансировать экспорт его машин CSeries, которые конкурируют с продукцией Airbus, обеспечивающего на Британских Островах 12 тысяч рабочих мест.

Решение об оказании финансовой помощи означает изменение подхода к авиационному сектору после того, как в прошлом году Airbus приобрел контрольный пакет акций в программе CSeries. Некоторые эксперты видят в этой перемене заинтересованность британцев в канадских самолетах «Это не такие большие деньги, но явный сигнал для Boeing», — считают эксперты компании Cofrance Sarl.

Тем временем Boeing пригрозил вновь обратиться в суд с иском против Bombardier, если будет спровоцирован к этому недобросовестно, как он считает, низкими ценами самолетов CSeries. Однако появились признаки того, что он пытается загладить спор, так как планирует сделать инвестиции в Канаде и Великобритании. Глава концерна Деннис Мюленбург несколько дней назад сказал, что задумывается над выполнением решения Комиссии по Международной

торговли и отзыва требования обложения высокими пошлинами самолетов CSeries.
Тем не менее аналитики по вопросам торговли считают, что такое решение вызвано большей частью желанием американского концерна вновь попытать счастья в продаже Канаде своих истребителей, от которых премьер-министр этой страны отказалась после предъявления американцами претензий к продаже канадских самолетов авиакомпании Delta Air Lines.
«Мы осознаем важность наших отношений с Канадой, мы пользуемся трудом наших поставщиков в этой стране на 4 миллиарда долларов ежегодно. Но мы хотим быть уверены, что канадская сторона действует по добросовестным принципам», – сказал Мюленбург корреспонденту портала demo.aviav.ru по телефону.

Другие потенциальные препятствия для CSeries были устранены после отмены решения UKEF о двухлетнем периоде запрета на финансирование концерна Airbus, введенного после начала следствия по вопросы коррупции. Airbus сообщил в феврале о том, что достиг соглашения о возобновлении финансирования на основании оценки каждой конкретной сделки на предмет отсутствия коррупционной составляющей.

Авиакомпания Korean Air в январе получила свой первый самолет CSeries и стала первым клиентом этой программы в Азии. Ее заказ включает 10 единиц самолетов этой серии и опцион еще минимум на 10 очередных. Это показывает, что главным выгодополучателем от финансовой поддержки UKEF скорее будет Airbus, чем Bombardier. Участие европейского концерна в программе CSeries должно быть утверждено в течение ближайших нескольких месяцев.

В июле прошлого года и сам Boeing стал субъектом, использующим британскую программу поддержки экспорта, когда UKEF сообщила, что профинансирует покупку двух Dreamliner авиакомпанией PLL Lot. Однако эта помощь больше касается двигателей Rolls-Royce, а не планеров.

Андрей Бочкарев