Новая национальная авиакомпания Албании, созданная в мае этого года, уже может похвастаться первым рейсом ее единственного самолета. Airbus A319 в фирменной раскраске перевозчика отправился в Стамбул. Направление не удивительно, учитывая вклад Турции в появление нового игрока на рынке.
Нынешняя история албанских авиакомпаний достаточно богата для столь короткого периода функционирования этого государства в условиях рыночной экономики. Большинство предыдущих инициатив закончились провалом. Будет ли так и в этом случае? Покажет время. На данный момент Air Albania планирует приобрести еще два самолета и открыть новые направления.
Больше вопросительных знаков, чем кресел
Рынок воздушных перевозок впервые услышал об авиабазе в Албании в мае. С самого начала было неясно, что стоит за этим предприятием. Согласно наиболее вероятному сценарию, идея создания линии была предложена или сильно поддержана премьер-министром Албании Эди Рамой. Ввиду экономической ситуации в республике для реализации этой идеи, необходима внешняя помощь. Ее предложил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган.
Это объясняет тот факт, что сорок девять процентов акций компании находятся у Turkish Airlines. Два других владельца – албанское правительство через Albcontrol и MDN Investment. Однако неизвестно, сколько акций у каждого партнера. Хотя англоязычная Википедия заявляет, что у MDN Investment есть сорок один процент строк, а у Albcontrol – десять, нет источника для получения этих данных. Албанские СМИ сообщили, что никакого официального правительственного документа о создании Air Albania не было опубликовано.
Мало того, странным кажется и то что, MDN Investment сам был создан за девять дней до основания авиакомпании. Все предприятие было поддержано суммой в сто тысяч евро, подаренных таинственным благодетелем Синаном Идризилом. Он также должен был присутствовать на встречах между премьер-министром Албании и президентом Турции относительно создания нового перевозчика.
Загадочная и запутанная всего лишь за несколько месяцев история авиакомпании с одним самолетом вызывает много вопросов. Возникают сомнения относительно того, не нарушили ли албанские власти Соглашение об ассоциации с Европейским союзом на всю операцию. Существует подозрение, что во всем этом будут задействованы все деньги албанской мафии.
Из более определенных новостей о прямых контактах появляются новости о том, что Air Albania хочет получить два аэробуса A320 и открыть новые рейсы в Рим, Милан и Лондон. Также следует отметить, что базой перевозчика является аэропорт Тираны им. Матери Терезы, который в 2017 году обслужил 2 630 тысяч пассажиров. Более подробная информация отсутствует.
История не в пользу новой инициативы
Предыдущий национальный перевозчик вел деятельность в Албании в 1991-2011 годах. Первоначально это была частная инициатива деятелей, связанных с уходящими коммунистическими властями. Со временем новое правительство начало принимать участие в работе и инвестировать в Albanian Airlines. Во флоте перевозчика появились российские Ту-134, а затем британский BAe 146. Удалось найти иностранных партнеров. Ими стали Tyrolean Airways – австрийские региональные линии, которые были поглощены компанией Austrian Airlines, а затем кувейтской компанией, предоставившей Airbus A320. В конце существования, перевозчик сотрудничал с турецкой компанией, однако это сотрудничество не увенчалось успехом и Albanian Airlines прекратила существование.
Подобная судьба постигла бюджетный Belle Air, который функционировал в 2005-2013 годах. Эта авиакомпания отметилась высокой динамикой роста. Перевозчик быстро сумел наладить деятельность в двадцати трех направлениях, охватывающих большую часть Европы, а также Египет и Таиланд. Даже была основана дочерняя компания Bella Air Europa. Сегодня это всего лишь история.
До основания Air Albania в аэропорту Тираны оперировали самолеты только одной албанской авиакомпании – Albawings. Действуя с 2016 года, перевозчик в настоящее время летает в Италию и Израиль. Любопытно, что один из Boeing 737-500, имеющийся во флоте, был предоставлен пилотом Брюсом Дикинсоном, известным прежде всего своим пением в хэви-метал-группе Iron Maiden
Всего в Албании с момента демократизации было пять авиакомпаний, которые не выдерживали испытания временем. Все они приходили в упадок из-за ошибок управления и отсутствия стабильных источников финансирования. Стоит отметить, что Albawings работает всего два года, и пока трудно сказать какая судьба ее ждет.
Каково будущее Air Albania? Редактор Airlinegeeks Энди Нельсон так иронически подвел итог: «Аэропорт в Тиране был назван в честь Матери Терезы. Рассматривая новейшую историю рынка авиаперевозок в Албании, может потребоваться божественное вмешательство, чтобы сделать эту инициативу долгосрочной и успешной».
Андрей Бочкарев