Котировки акций Airbus подскочили после решения снять с производства A380

В четвертом квартале Airbus показал лучшие, чем ожидалось, результаты, но привлекла внимание всего мира, объявив  о прекращении производства superjumbo  A380. При этом его акции прибавили 6,3 процента. Операционная прибыль подскочила на 56 процентов  до 3,096 млрд евро благодаря ускорению поставок самолетов ожидающих двигатели. Оборот увеличился на 11 проц. до 23,2 млрд евро. Аналитики ожидали 2,229 млрд и 22,337 млрд соответственно.

В текущем году Airbus предполагает поставки 880-890 самолетов (в прошлом году было 800) и увеличения операционной прибыли на 15 проц. В середине года выпуск узкофюзеляжных самолетов семейства A320 планируется выпускать каждый месяц, а в 2021 году этот ритм увеличится до 63 в месяц.

Производитель из Тулузы выиграл на бирже благодаря лучшим результатам, чем ожидалось, и решению остановить производство убыточного A380.

Президент авиационного департамента Гийом Фори, который в апреле возглавит всю военно-гражданскую группу, объявил о продолжении стратегии, обращаясь к аналитикам со словами: «Мы будем продолжать двигаться в том же направлении». Он дал указание  пересмотреть стратегию, сказал, что видит «очень большой потенциал для увеличения прибыльности и движения денежных средств».

В то же время было заявлено, что финансовый директор Харальд Вильгельм с 1 апреля уйдет  на ту же должность в Daimler, вместо  Бодо Уэббера, а финансами в Airbus, в свою очередь, будет заведовать Доминик Асам.

«Самый большой самолет в мире, который любят путешественники, но к которому с тревогой относятся финансисты, сходит с взлетно-посадочной полосы окончательным решением Airbus прекратить производство после 12 лет эксплуатации», – с сожалением сообщили СМИ.

Решение концерна из Тулузы знаменует собой конец одного из крупнейших промышленных проектов  в Европе, граничащего с авантюрой,  после потери интереса со стороны  руководителей авиакомпаний, которые отказались поддержать концепцию производителя, предложившего бороться с перегрузкой аэропортов с помощью гигантских самолетов.  «Этот самолет напугал финансовых директоров авиакомпаний  слишком высоким риском незаполняемости мест», – признал представитель отрасли, знакомый с этой программой.

Будучи промышленным ответом на единую европейскую валюту, он подтвердил единство и оптимизм Европы, когда впервые совершил демонстрационный полет в 2005 году. Премьер-министр Тони Блэр заявил тогда, что superjumbo  является «символом экономической мощи», а Хосе Луис Родригес Сапатеро  посчитал его  «осуществлением мечты».

 

Пассажиров порадовало большое  пространство и верхняя палуба по всей длине фюзеляжа, вместо небольшого горба в B747. Авиакомпании сначала бросились размещать заказы, надеясь на экономию в операциях, когда туризм пришел в шок после терактов 11 сентября 2001 года.

Первые признаки утраты иллюзий стали проявляться  уже во время премьеры в 2005 году. Несмотря на публичные заверения в единстве немецко-французского сотрудничества, начали появляться  трещины. Когда в 2007 году на рынке появился superjumbo, уже начал ощущаться глобальный финансовый кризис. Размер и гламур потеряли значение, а продажи стали снижаться.

В то же время производители двигателей, которые обещали Airbus десятилетие беспрецедентной эффективности своих новых продуктов, уже работали над еще более эффективными для следующего поколения с двумя двигателями. Руководство Airbus требовало за авиалайнер  высокую цену и возврата инвестиций, когда самолет нуждался в активном увеличении продаж и новых расходах.

Когда спрос начал колебаться, то же самое случилось с маркетингом; реклама роскоши, в том числе душа на борту, а затем забота об окружающей среде, превратилась в стремление увеличить количество пассажиров и сократить расходы. И кроме того, начал выигрывать Boeing со своим  последний B787 Dreamliner, который мог взять пассажиров непосредственно из пункта А в пункт Б, минуя узловые и пересадочные аэропорты.

Генеральный директор Том Эндерс, которого мало кто  считает энтузиастом A380, намеревался прекратить производство в течение двух лет, но его убедили дать superjumbo последний шанс. Предполагалось, что это будет недавний заказ от Emirates, но авиакомпания из  Дубая не достигла соглашения с Rolls-Royce по поводу лучших двигателей.

Теперь менеджеры авиакомпаний хотят убедиться, что Airbus  продолжит производить запасные части для A380. Многие купили эти самолеты, аэропорты адаптировали инфраструктуру. Однако аналитики считают, что некоторые клиенты, такие как Lufthansa или Air France, не сильно огорчатся. Они тоже купили А380, но будут рады, что их конкуренты из стран Персидского залива потеряют мощное оружие в борьбе за рынок. Президент Emirates был разочарован решением Airbus, но принял его с пониманием ситуации.

Андрей Бочкарев