Концерн Airbus отметил свое 50-летие

Вчера (29 мая) Airbus отметил свой 50-летний юбилей специальным авиашоу. От нескольких подписей под протоколом о намерении построить A300 в 1969 году Airbus на сегодняшний день превратился в консорциум по продаже коммерческих самолетов, вертолетов, оборонного и космического оборудования, став одной из крупнейших компаний в Европе.
50 лет прошло как один день

Для каждой компании, большой или маленькой, возраст 50 лет, безусловно, заслуживает уважения. В прошлом году Airbus поставил 806 пассажирских самолетов, что больше, чем у его основного конкурента, Boeing, который произвел 800. Поэтому, чтобы подчеркнуть свое лидерство в отрасли и эту круглую годовщину, Airbus подготовил специальную группу, состоящую из шести самолетов: A220, A319neo, A330neo, A350-1000, A380 и машины BelugaXL, которые были дополнены французской пилотажной группой французских ВВС – Patrouille de France, летевшей на восьми самолетах Alpha Jet.

Все началось с А300
В конце 1960-х годов европейские авиастроители были полностью повергнуты на рынке крупными американскими концернами Boeing, Lockheed Martin и McDonnell Douglas. Именно поэтому Германия и Франция решили подписать соглашение о совместной разработке нового самолета под названием Airbus. И это произошло в мае, во время Парижского авиасалона в 1969 году. A300 был первым самолетом, произведенным Airbus. Это был также первый в мире двухмоторный широкофюзеляжный самолет.

Вначале первый Airbus продавался медленно, но в конце 1970-х годов продажи самолета резко пошли в гору. К концу производства в 2007 году было выпущено 561 единица. A300 был очень успешным, поскольку хотя он был немного меньше, но в то же время и намного легче, чем конкурирующие модели американских производителей. Это делало A300 более экономичным и дешевым в использовании. Самолет по-прежнему эксплуатируется несколькими авиакомпаниями, а FedEx является их крупнейшим оператором, располагая в своем парке 68 грузовыми машинами этой модели.

12 тысяч самолетов Airbus

В 2019 году Airbus поставил свой двенадцатитысячный самолет. Это огромный скачок для компании, история которой началась в 1969 году. Для сравнения, Boeing за 102 года существования поставил примерно 19 800 машин. Airbus передал свой первый самолет A300B2 для Air France 10 мая 1974 года. Изначально компания работала исключительно в секторе широкофюзеляжных авиалайнеров (модели A300 и A310), а в середине восьмидесятых годов вышла на рынок узкофюзеляжных самолетов с дебютом самого продаваемого самолета этого сегмента – Airbus A320. Технологии, использованные в A320, устанавливающие новые стандарты в конструкции самолетов, в начале девяностых также перешли на A330 и A340. Благодаря этому узко- и широкофюзеляжные самолеты впервые приобрели схожие эксплуатационные характеристики. Высокий уровень структурной целостности является уникальной функцией Airbus, которая поддерживалась во всех последующих продуктах компании, таких как двухпалубный A380 и совершенно новый дальнемагистральный A350XWB, введенного в эксплуатацию в конце 2014 года, или A330neo, дебютировавший в 2018 году.

В процессе постоянного совершенствования продукции на протяжении многих лет самолеты Airbus регулярно модернизировались, и каждая последующая модель приносила значительные преимущества с точки зрения экономии топлива, эксплуатационной надежности и комфорта полета. Поэтому Airbus инвестировал в семейство A320neo, поступившее в коммерческую эксплуатацию в 2016 году, и A330neo, которое дебютировало в авиакомпании TAP Air Portugal в ноябре прошлого года. После хорошего дебюта A321LR, Airbus намерен в этом году также анонсировать A321XLR.

Самолеты семейства A350 XWB устанавливают новые стандарты для дальних сообщений на рынке более крупных широкофюзеляжных машин, потребляя на 25 проц. меньше топлива и обеспечивая пассажирам значительно более высокий комфорт полета благодаря большему личному пространству во всех классах. Текущая линейка продуктов Airbus состоит из 15 моделей, принадлежащих к пяти семействам – A220, A320, A330, A350XWB и A380. Аэробус получил более 19,2 тыс. заказов на различные модели самолетов, и его машины летают сегодня в цветах более 400 авиакомпаний по всему миру. 10926 самолет, ожидающий поставки, является крупнейшим портфелем заказов в истории любого производителя, обеспечивая примерно 12 лет производства в его нынешнем темпе.

Каждому авиалайнеру Airbus также принадлежит какой-либо рекорд, начиная с A300, который был первым двухмоторным широкофюзеляжным самолетом. Семейство самолетов A320 в настоящее время является наиболее часто используемым самолетом в коммерческой эксплуатации, в то время как в прошлом году семейство A330 выполняло больше рейсов, чем любой другой широкофюзеляжный самолет в мире. A340 является рекордсменом самой длинной регулярной истории полетов между Сингапуром, Лос-Анджелесом и Ньюарком. A350 уже пошел по стопам предшественников в версии A350-900ULR, с помощью которой Singapore Airlines решил возобновить беспосадочные перелеты из Сингапура в Лос-Анджелес и Ньюарк. A380, который является крупнейшим в серии, дополняет парк рекордсменов Airbus и выполняет шесть из 10 самых продолжительных воздушных маршрутов в мире. Хотя его производство, к сожалению, завершится в 2021 году.

Андрей Бочкарев