Конденсационные следы, оставляемые самолётом

Конденсационные следы, оставляемые самолётом

Конденсационные следы, оставляемые самолётом – авиационное и погодное явление, которое можно довольно часто наблюдать в небе. Как они появляются? Почему одни конденсационные следы отличаются от других? Вы узнаете это в нашей статье.

Конденсационные следы, оставляемые самолётом

Я уверен, вы знакомы с конденсацией. Наверняка, ваша мама ругала вас, когда вы ставили холодную банку лимонада  на голый стол. Влага, которая содержится в воздухе, окружающем холодную банку, конденсируется и на поверхности банки появляются капли. В результате  конденсации образуются и облака. Солнце нагревает водные поверхности Земли, и вода в виде водяного пара поднимается в воздух. На больших высотах низкие температуры, водяной пар охлаждается и переходит в твёрдое (лёд) или жидкое (вода) состояние, образуя облака.

Влажный воздух + перепад температуры = конденсация.

Ну а что с самолётами?

Самолёты – прекрасные источники конденсации. Они оставляют два типа конденсационных следов.

Конденсация, образуемая выхлопными газами двигателя

Конденсационные следы, оставляемые самолётом

Двигатели самолёта выделяют горячие выхлопные газы, состоящие, главным образом, из оксида углерода и водяного пара. Наверняка, вы видели где-нибудь на светофоре, как из выхлопной трубы соседней машины вытекает вода. Это сконденсировавшийся водяной пар. Реактивные самолёты в этом плане от автомобилей ничем не отличаются. Они выбрасывают через сопло большой объём горячего воздуха и водяного пара. При полёте на большой высоте воздух очень холодный. Когда холодный влажный воздух соприкасается с выхлопами двигателей, влага конденсируется в маленькие капельки или кристаллики льда. Вот, и получается конденсационный след.

Аэродинамическая конденсация

Конденсационные следы, оставляемые самолётом
Аэродинамическая конденсация

Аэродинамические конденсационные следы поистине потрясают своей красотой. Они совсем не похожи на следы от выхлопных газов. Если вы будете внимательны, то наверняка их увидите. За счёт разницы в давлении воздушных потоков, обтекающих крыло самолёта снизу и сверху, создаётся подъёмная сила. Кривизна крыла ускоряет движение воздушного потока над крылом, в результате чего давление в нём понижается (Закон Бернулли). С понижением давления температура воздуха уменьшается (Закон Шарля). Создание подъёмной силы во влажном воздухе приводит к конденсации. Для этого  есть все необходимые  компоненты. Влажный воздух  + перепад температуры = конденсация.

Лучше всего наблюдать аэродинамические конденсационные следы во время взлёта и посадки дождливым или туманным утром, когда  в воздухе содержится много влаги. Аэродинамические конденсационные следы похожи  на туман. Они образуются над задней частью крыла. Иногда их можно также наблюдать на законцовках крыла и на краях закрылок. Бывает, что аэродинамические конденсационные следы появляются и на больших высотах.

При аэродинамической конденсации иногда можно наблюдать эффект радуги. Он возникает в результате преломления солнечных лучей через образовавшиеся кристаллы льда.