“Кому война, кому мать родна” – кто заработал на катастрофе украинского самолета?

После того, как Иран сбил пассажирский самолет из Украины, многие авиакомпании изменили свои маршруты, чтобы обойти воздушное пространство Ирана. На этом заработал Афганистан.

8 января Ираном был сбит Boeing 737-800 Украинских международных авиалиний. Все, кто находился на борту, погибли – 176 человек. Как следует из анализа порталов, отслеживающих рейсы гражданских воздушных судов, авиакомпании, выполняющие рейсы в Европу, Индию и Юго-Восточную Азию, начали летать над Афганистаном.

Согласно данным Управления гражданской авиации Афганистана, доходы страны от этого увеличились после 8 января на четверть, то есть примерно на 100 000 долларов в день. Кабул взимает за управление воздушным движением по 700 долларов за каждый рейс. В настоящее время через воздушное пространство Афганистана ежедневно проходит 400 воздушных судо. Из-за такого высокого спроса власти в Кабуле решили увеличить тариф до 950 долларов за один рейс. Новая ставка будет применяться с июля 2020 года.

Эксперты нашего портала напоминают, что различные виды налогов, связанных с авиационным сектором, являются третьим по величине источником дохода для афганских властей (после таможни и телекоммуникаций). Они принесли 104 миллиона долларов в Афганистан в 2018 году. Помимо сборов за полеты в воздушном пространстве, существуют также сборы за посадку и парковку.

Несмотря на большой интерес к полетам над Афганистаном, всего семь авиакомпаний осуществляют прямые рейсы в эту страну, в том числе Emirats, Turkish Airlines и Air India. «Воздушное пространство Афганистана может быть безопасным, но его территория не безопасна», – объяснил Ахмад Шокур из Института гражданского общества.

Андрей Бочкарев