Классификация летательных аппаратов

Летательный аппарат – это собирательное название для всех летающих устройств. В зависимости от способа создания подъемной силы различают:

1) летательные аппараты легче воздуха и

2) летательные аппараты тяжелее воздуха.

Классификация летательных аппаратов
Типы воздушных судов

Первые базируются на принципе Архимеда статической подъемной силы. Это парящие в воздухе летательные аппараты. Ихнее перемещение обозначается как плавание.

К летательным аппаратам легче воздуха относятся воздушные шары и дирижабли. Так как эти аппараты наполняются газом, их еще называют газонаполненными атмосферными летающими аппаратами.

Вторые основываются на принципе динамической подъемной силы, которая вызвана движением летательного аппарата в воздухе. Это летящие в воздухе летательные аппараты. Они подразделяются на а) летательные аппараты, держащиеся в воздухе за счет подъемной силы крыла, т.е. такие, которые имеют площадь крыла, как например самолеты, воздушные змеи (привязные аэростаты) и автожиры; б) реактивные летательные аппараты, как вертолеты, турболеты и – условно – ракеты. В последнее время были разработаны летательные аппараты, которые отчасти сочетают в себе преимущества крылодержащихся и реактивных летательных аппаратов. Это вертолеты с тянущим воздушным винтом, конвертипланы, конвопланы и самолеты с кольцевыми крыльями.

С увеличением количества типов самолетов и разработкой различных специальных конструкций классифицировать самолеты стало немного сложнее.

Самолеты отличаются между собой в зависимости от способа создания динамической подъемной силы. В таком случае существуют: а) самолеты с неподвижным крылом, у которых крыло неподвижно соединено с корпусом; по типу конструкции крылья делятся на неподвижные, далее обычные плоские и находящиеся в разработке кольцевые или колеоптеры (еще их называют самолеты с кольцевыми крыльями); б) винтокрылые летательные аппараты или летательные аппараты с несущим крылом, у которых подъемная сила создается с помощью роторов или несущих винтов, узких вращающихся поверхностей; в) орнитоптер (махолет), у которого крылья, для того чтобы создать подъемную и движущуюся силу, машут вверх-вниз; г) бескрылые самолеты, у которых подъемная сила создается самостоятельно, благодаря выпускающемуся вниз излучению газа.

По целевому назначению различают: а) транспортные самолеты (пассажирские, грузовые и почтовые самолеты); б) рейсовые и служебные самолеты („Воздушное такси“); в) учебно-тренировочные самолеты (для обучения экипажей самолета): г) спортивные самолеты; д) самолет общего назначения; е) военные самолеты.

По типу двигателя различают: а) самолеты с винтовым двигателем; б) реактивные самолеты с воздушно-реактивным двигателем (турбореактивные самолеты и самолеты с двухконтурным и турбореактивным двигателем) или соответственно турбовинтовые двигатели (самолеты с ТВД или турбовинтовые самолеты) – или прямоточные воздушно-реактивные двигатели; в) реактивные самолеты с реактивными двигателями; г) самолеты с приводом от мускульной силы (передвижение благодаря силе человека, только в виде эксперимента); д) планеры без двигателя или с вспомогательным мотором или турбиной (мотопланер). В зависимости от количества двигателей различают одно, двух, трехмоторные самолеты и т.д.

Что касается дальности полета, то здесь выделяют короткие расстояния полета (до 1000 км), полеты на средние расстояния (от 1000 до 3000 км) или полеты на дальние расстояния (свыше 3000 км).

В зависимости от числа крыльев летательные аппараты делятся на: а) монопланы (самонесущие, подкосные или расчалочные); б) полуторапланы; в) бипланы; г) трипланы; д) многопланы.

По расположению крыла различают: а) моноплан с высоко расположенным крылом; б) моноплан с низко расположенным крылом; в) моноплан со средним расположением крыла; г) высокоплан с крылом, расположенным на одном уровне с верхней стороной фюзеляжа.

По типу взлетного и посадочного оборудования: а) сухопутные самолеты; б) гидросамолеты; в) самолеты-амфибии.

По взлетной массе делятся на: а) легкие; б) средние; в) тяжелые.

В этом главе самолеты рассматриваются с двух точек зрения: 1) с точки зрения создания подъемной силы; 2) с точки зрения целевого назначения самолета.