Случившаяся в минувшее воскресенье катастрофа российского Ан-148 могла быть результатом неправильных данными от датчика скорости. В свою очередь это – результат их обледенения, которое могло произойти из-за отключения системы их обогрева. Такой предварительный вывод сделала Межгосударственная авиационная комиссия (МАК) на основании данных полученных от бортового компьютера самолета.
По информации MAK, столкновение Ан-148 с землей произошло на шестой минуте после взлета. На высоте около 130-150 метров был включен автопилот. Через 2,5 минуты, на высоте примерно 1300 метров и при скорости 465-470 км/ч появились проблемы и экипаж объявил чрезвычайное положение. Экипаж заметил разницу в показания скорости с различных датчиков. На высоте 2000 метров разница в показаниях приборов стала еще большей.
Экипаж выключил автопилот и перешел на ручное управление. В то время, как один прибор показывал скорость 0 км/ч, на другом было 540-560 км/ч. В следующие секунды скорость резко упала до 200 км/ч и продолжала падать. Воздушное судно вошло в крутое пике. В момент удара один из датчиков зафиксировал скорость 0 км/ч, второй – 800 км/ч. На борту находилось 71 человек – 65 пассажиров и шесть членов экипажа. Все они погибли.</span>Отказ датчика скорости, представляющей из себя трубку Пито – редкое явление, тем не менее экипажи готовят к выполнению необходимых процедур на этот случай. Совсем недавно портал demo.aviav.ru сообщал, что в подобном случае с самолетом авиакомпании AirFrance, произошедшем июне 2009 (рейс № AF447), виновниками в результате последного расследования были признаны пилоты.
Редакция портала попросила прокомментировать инцидент одного из пилотов, ранее летавших в дальнем зарубежье на самолетах такого типа Себастьяна Дудика. По его словам, если исключить невыполнение процедуры противообледенения до взлета, то заключение МАК вполне правдоподобно. Пилот считает, что экипаж оказался не готов к внештатной ситуации.
«Первой и незамедлительной реакцией экипажа должно было стать выключение автопилота, переход на горизонтальный полет в ручном режиме, ручное увеличение тяги с запасом, при этом появляется время на анализ, вывод и решение. Из анализа стенограммы на Flightradar этого рейса следует, что в инциденте виновата частично автоматика, погодные условия (густой туман и сильный ветер), а также растерянность пилота и отсутвие необходимого опыта реагировать на простые явления, который получают на симулятрах», – сказал Себастьян Бабик.
Следует отметить, что самолеты этой модели немного опоздали с выходом на рынок. В современных условиях они оказались слишком неэкономичными и недостаточно надежными. По этой причине многие авиакомпании отказались от их эксплуатации. Данный борт был сдан в сублизинг компанией «Россия» «Саратовским авиалиниям», поэтому первая ответственности за катастрофу не несет и за летную годность не отвечает. В настоящее время 12 единиц Ан-148 эксплуатирует министерство обороны РФ, один самолет используется северокорейской авиакомпанией.
Андрей Бочкарев