“Они поляризуют общество, представляют собой политическое минное поле, но, скорее всего, неизбежны”, – так описывает эпидемиологический паспорт еженедельник Economist. Есть много признаков того, что такие паспорта станут незаменимым элементом путешествий во время пандемии, хотя уже видно, что их использование будет означать множество проблем и противоречий. “Началась гонка по вакцинации против коронавируса Covid-19. Более 68 миллионов доз вакцины уже привито более чем в 50 странах.«Это немного для более чем 7 миллиардов человек в мире, но достаточно, чтобы вызвать дебаты о том, должны ли вакцинированные люди иметь возможность свободно передвигаться”, – отмечает The Economist.
Чтобы воспользоваться привилегиями, вакцинированные лица должны иметь возможность доказать, что они были вакцинированы, поэтому ведется дискуссия о введении иммунологических сертификатов или паспортов вакцинации. Некоторые страны, экономика которых основана на туризме, например Сейшельские острова, уже открыли свои границы для тех, кто прошел вакцинацию. Мнения относительно того, следует ли другим странам последовать их примеру, разделились. Некоторые считают, что это быстрый способ вернуться к нормальной жизни. Другие опасаются, что это будет несправедливо и приведет к расколу.
Исторический прецедент
Хотя иммунологические паспорта многим кажутся радикальным решением, они не без прецедентов, как напоминает нам The Economist. До 1922 года многие школы в Соединенных Штатах в качестве условия приема требовали, чтобы дети проходили вакцинацию против оспы. Почти 100 лет назад была создана “желтая книга”, международный стандарт сертификации вакцинаций против холеры, желтой лихорадки, тифа и оспы. До сих пор во многих странах, особенно тропических, в качестве условия въезда требовалась вакцинация против желтой лихорадки.
В Европе поддержку идеи введения иммунологических паспортов выражают представители стран, значительный процент доходов от ВВП которых приходится на туризм. Кириакос Мицотакис, премьер-министр Греции, предлагает создать иммунологический сертификат, действительный на всей территории Европейского Союза, который позволил бы путешествовать внутри сообщества. Министр здравоохранения Великобритании заявил, что не поддерживает эту идею. В Соединенных Штатах президент Джо Байден поручил провести оценку внедрения иммунологических паспортов.
Одна отрасль, два основных цифровых стандарта?
Ряд неправительственных организаций по всему миру предпринимают собственные попытки создать цифровую версию паспортов. Одной из них является Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA), организация, представляющая авиакомпании, которая видит способ восстановить спрос на авиаперевозки за счет ослабления ограничений, введенных в одностороннем порядке правительствами, предлагая вместо этого наднациональный стандарт тестирования на коронавирус и информации о здоровье пассажиров благодаря системе IATA Travel Pass.
Этот иммунологический паспорт будет работать в цифровой форме и, следовательно, может содержать информацию о вакцинации в будущем. Клиффорд во время встречи с журналистами предположил, что система также может быть расширена за счет приложения track & amp; trace. “Сегодня границы закрыты вдвойне. Тестирование – это первый ключ к возобновлению международных поездок без карантина. Второй ключ – это глобальная информационная инфраструктура, необходимая для безопасного управления, обмена и проверки данных испытаний пассажиров в соответствии с требованиями пограничных властей. Это обеспечивает IATA Travel Pass. Мы выводим это решение на рынок в ближайшие месяцы, чтобы удовлетворить потребности различных туристических организаций и эпидемиологических коридоров, которые начинают работать”, – сказал Александр де Жюняк, генеральный директор и президент IATA.
На следующий день после того, как IATA объявила о проекте TravelPass, Международный совет аэропортов (ACI) World, представляющий операторов аэропортов, объявил, что присоединится к проекту цифрового эпидемиологического паспорта CommonTrust Network.
CommonTrust Network – это проект, реализованный Всемирным экономическим форумом и фондом Commons Project Foundation. Тот факт, что стандарт также используется организациями, не входящими в авиационную отрасль, согласно ACI World, означает, что это решение может стать “золотым стандартом” цифровых эпидемиологических паспортов. В то время как весь мир работает над преодолением последствий пандемии, все страны сталкиваются с проблемой открытия своих границ для путешествий и торговли, защищая при этом здоровье своих граждан. Ключом к этому будет согласованное на глобальном уровне решение, последовательно используемое всеми участниками авиационной отрасли. CommonTrust Network и CommonPass позволят разработать единый стандарт, особенно если, по словам Луиса Фелипе де Оливейра, генерального директора ACI World, его действие будет распространяться не только на авиационную промышленность.
Сеть CommonTrust – это глобальная сеть, объединяющая медицинские лаборатории, дистрибьюторов вакцин и поставщиков медицинских услуг. Партнеры CommonTrust Network согласились предоставить людям цифровой доступ к их медицинской информации с использованием существующих глобальных стандартов взаимодействия в сфере здравоохранения, таких как HL7 FHIR и W3C. Эти стандарты охватывают сотни систем здравоохранения, работающих в тысячах медицинских учреждений США, а также постоянно растущую сеть лабораторий и поставщиков медицинских услуг по всему миру.
Поддержка CommonTrust Network и CommonPass со стороны крупнейшей отраслевой организации аэропортов началась через неделю после того, как три глобальных альянса авиакомпаний, Star Alliance, SkyTeam и Oneworld, призвали к созданию единой глобальной системы для валидации тестов и вакцин, предлагая в качестве одного из решений CommonPass.
Тот факт, что две важные организации, объединяющие интересы игроков отрасли, IATA и ACI World, реализуют два отдельных продукта, естественно, вызывает вопросы об их применении на практике. В октябре 2020 г. CommonPass успешно прошел первые испытания на рейсах, выполняемых Cathay Pacific Airways и United Airlines между Гонконгом, Сингапуром, Лондоном и Нью-Йорком. Испытания проходили под наблюдением государственных служащих, в том числе Службы таможенного и пограничного контроля США (CBP) и Центров по контролю и профилактике заболеваний Prevention (CDC), а также пограничными войсками Великобритании и Министерством транспорта Великобритании.
В декабре 2020 года CommonPass должен был вступить в силу на отдельных рейсах из Нью-Йорка, Бостона, Лондона и Гонконга, выполняемых авиакомпаниями CommonTrust Network: JetBlue, Lufthansa, Swiss International Airlines, United Airlines и Virgin Atlantic. Тенью прогресса проекта стало появление в декабре новой мутации коронавируса и связанные с этим новые ограничения на поездки. Стандарт TravelPass, продвигаемый IATA, был принят Etihad и Emirates.
Иммунологические паспорта почти неизбежны
Огромный вопрос, связанный с вакцинами, заключается в том, насколько они защищают не только здоровье вакцинированного человека, но и от передачи коронавируса, поскольку существует риск того, что вакцинированный человек все еще может быть заражен коронавирусом, а затем передать его другому человеку, хотя сам и не болеет. На сегодняшний день только производители AstraZeneca заявили, что их продукт снижает риск передачи, но распространение этой вакцины застопорилось из-за разногласий по поводу неясностей на этапе клинических испытаний.
Несмотря на эти вопросы, высока вероятность того, что вакцинация значительно снизит распространение коронавируса. Если это будет подтверждено статистически, давление будет увеличиваться, чтобы позволить вакцинированным людям вернуться к своей прежней жизни, включая путешествия.
Даже если вакцинация немного снизит передачу инфекции, многие люди считают, что использование иммунологических паспортов будет неизбежным. Определенным профессиональным группам, таким как медицинские работники, уже требуются сертификаты о вакцинации для работы с новорожденными, реципиентами трансплантатов или больными раком. Некоторые секторы экономики и отрасли, такие как авиакомпании, круизы и рестораны, могут оказаться в трудном положении без иммунологических паспортов. Уже сейчас многие работодатели хотят знать, кто из их сотрудников получил прививки.
В ноябре Алан Джойс, уважаемый и увлеченный президент авиакомпании Qantas Airways, заявил в интервью CNN, что, возможно, потребуется потребовать вакцинацию пассажиров перед посадкой в самолет.
“Будет ли это необходимо в случае внутренних авиаперелетов, мы узнаем, наблюдая за ситуацией, связанной с COVID-19 на рынке. Но для международных путешественников и лиц, выезжающих за границу, мы считаем необходимым”, – сказал Джойс.
Хотя глава австралийского перевозчика первым заявил о возможности введения требований об обязательной вакцинации, вскоре за Qantas могут последовать и другие авиакомпании. “После разговора с моими коллегами по всему миру мне кажется, что это может стать обычным требованием”, – сказал Джойс.
Во время встреч с представителями СМИ представители IATA очень осторожно высказываются относительно обязательной вакцинации, утверждая, что не вакцинация, а массовое тестирование пассажиров сейчас является наиболее реальным решением для восстановления авиасообщений.
Путешествовать без иммунологического паспорта? Еще возможно, но …
Большинство экспертов предполагает, что правительства вряд ли решат запретить въезд в страну людям без паспорта иммунитета, но люди без паспорта иммунитета, вероятно, столкнутся с дополнительными ограничениями, такими как обязательный тест на антитела к коронавирусу или прохождение карантина в назначенных отелях.
Китай, страна, где были зарегистрированы первые случаи коронавируса, недавно значительно ужесточил правила въезда. В общей сложности карантин в этой стране составляет 28 дней, из которых 21 – в назначенном центре.
Для въезда в Китай потребуется восемь тестов на коронавирус в течение 14 дней. И этого оказалось недостаточно. Недавно китайские власти объявили, что анальный тест более эффективен, чем тест, заключающийся во взятии пробы из носа, поэтому нельзя исключать, что людям, направляющимся в Поднебесную, придется учитывать необходимость пройти эту, наверное, недостаточно приятную процедуру.
Принимая во внимание такие неприятные процедуры, вакцина будет очень удобной альтернативой, если она позволит вам путешествовать без тестирования и карантина, и поэтому приоритетное внимание властей к вакцинации может привести к неизбежной неудовлетворенности самых обездоленных социальных слоев населения.
Паспорта, скорее всего, создадут разделение общества. В большинстве стран в первую очередь вакцинируются пожилые люди. За последний год многим молодым людям пришлось значительно сократить свою деятельность, чтобы защитить пожилых людей. Если пожилые люди смогут выбрать отдых на Ибице, а молодые люди вынуждены оставаться дома, это может быть воспринято как несправедливость. Люди, которым нельзя пройти вакцинацию по состоянию здоровья, например, люди с ослабленным иммунитетом, также могут чувствовать себя ущемленными. Более того, если иммунологические паспорта получат широкое распространение, некоторые люди могут почувствовать, что их заставили сделать вакцинацию и что их свобода выбора была нарушена.
Несмотря на все эти сомнения, перспектива введения иммунологических паспортов кажется очень заманчивой, поскольку она основана на сложном аргументе – мир без иммунологических паспортов, но с тестами, карантином и закрытыми границами, намного хуже. Поэтому стоит привыкнуть к мысли, что в 2021 году, если предположить, что мы будем путешествовать, иммунологический паспорт станет нашим попутчиком.
Андрей Бочкарев