Как повлияют на финансовый рынок последствия кризиса Boeing 737 MAX? Мнение наших экспертов

Отсутствие четкого плана возврата в эксплуатацию Boeing 737 MAX беспокоит не только авиакомпании, но и финансовых инвесторов отрасли. В сложившейся ситуации, довольно сложно оценить влияние приостановки эксплуатации самолетов на их стоимость, и аналитики портала demo.aviav.ru выделяют четыре возможных сценария развития ситуации.
MAX Boeing может быть относительно ограниченным, даже в текущей ситуации, когда общая рыночная ситуация всего авиационного сектора вызывает беспокойство. Отправной точкой для прогнозов является заявление представителей FAA, указывающее, что существует вероятность того, что Boeing 737 MAX вернется к эксплуатации к декабрю этого года, без указания графика процесса.

Можно сделать вывод, что аналитики нашего портал основывали свою оценку на относительно пессимистическом сценарии — заявления представителей многих авиакомпаний показывают, что отрасль надеется на возвращение MAX на маршруты этим летом.

Сценарии для MAX

Первый и, по мнению автора, наиболее вероятный сценарий для прогнозируемой оценки стоимости самолетов — это низкое или нулевое влияние продленного периода заземления на их стоимость. «В конце концов Boeing устраняет проблемы модели 737 MAX. Самолеты доставляются авиакомпаниям. Мы вернулись к ситуации статус-кво», – говорят эксперты.

Во втором, менее благоприятном для сценария развития событий Boeing, аналитики рассматривают возможность нанесения долгосрочного ущерба репутации модели 737 MAX, что окажет влияние на оценку модели. В этом предположении авиакомпании теряют доверие к Boeing 737 MAX, инвесторы решают не инвестировать в модель, а авиакомпании снижают ее относительную стоимость после того, как пассажиры отказываются путешествовать на борту MAX.

Сценарий продиктован результатами незавершенного процесса исправления недостатков.
«Напомним, что уровень оценки, объясняющей причины катастроф Boeing 737 MAX компаний Lion Air и Ethiopian Airlines, может оказать огромное влияние стоимость», – считает Виталий Архангельский, глава компании Cofrance Sarl, занимающейся, в том числе, страхованием частных воздушных судов. Третий сценарий, на который следует обратить внимание инвесторам, – это вероятность того, что в результате результатов расследования, проведенного властями, кроме MAX могут пострадать и другие модели самолетов Boeing.

«После двух авиационных катастроф MAX 737 журналисты «Нью-Йорк Таймс» изучили внутреннюю электронную почту, документы и записи федеральных должностных лиц о ситуации на производственных объектах Boeing, ставя под сомнение качество и безопасность контроля на Boeing 787 в Северном Чарльстоне. Если результаты дальнейших исследований вызовут сомнения в качестве других моделей самолетов, то стоимость всех моделей машин Boeing может упасть. Если бы это было так, то некоторые или все модели Airbus выиграли бы от соответствующего увеличения их стоимости», – предсказывает Архангельский.

Даже если бы третий сценарий был реализован, его последствия для инвесторов были бы менее серьезными, чем кажется на первый взгляд.
«Очевидно, что ожидаемые потери по мерам финансовой помощи для покупки самолетов Boeing возрастут, так как увеличатся расходы на страхование, а ожидаемые потери по финансовой помощи при покупке машин Airbus уменьшатся. Другие производители, такие как Embraer или Bombardier, также могут выиграть от небольшого увеличения стоимости. Но в должным образом диверсифицированном портфеле все сбалансировано. Только инвесторы, которые вложили деньги исключительно в самолеты Boeing, могут потерять: если авиакомпания не сможет выплатить долг до того, как самолет Boeing восстановит стоимость, тогда ожидаемый убыток может оказаться выше, чем ожидалось, исходя из оценки на момент заключения сделки», – объясняют аналитики.

В настоящее время портал составляет публичные и частные рейтинги, обеспеченные самолетами Boeing. Оценка статуса понижения происходит после того, как возникли сомнения в отношении того, какие модели самолетов могут пострадать в результате недавних событий и за пределами неясностей относительно того, могут ли возникнуть опасения относительно необходимости корректировки значения.

Сценарий продиктован текущими рыночными тенденциями

Прогнозируя влияние событий на стоимость Boeing 737 MAX, нельзя забывать о более широких рыночных тенденциях. При таком подходе возникают сомнения относительно того, нет ли избыточного предложения самолетов на текущем рынке. Текущий каталог заказов предполагает, что увеличение предложения растет параллельно с увеличением спроса пассажиров на авиаперевозки. В то же время, однако, также можно видеть признаки постепенной консолидации в авиационной отрасли. Если произойдет более быстрое, чем ожидалось, замедление экономического роста и ускорение консолидационных движений, тогда стоимость всех воздушных судов может уменьшиться.

«Заземление Boeing 737 MAX пока поддерживает рынок, поскольку авиакомпании решают использовать более старые модели. Однако, если возврат в эксплуатацию Boeing 737 MAX произойдет в то время, когда отрасль испытывает трудности из-за замедления и наличия большого количества других поставленных машин, этот возврат может еще больше усилить снижение стоимости самолетов», – предупреждает Виталий Архангельский.

Aviav.ru дает оптимистичный сценарий
Аналитики нашего портала прогнозируют, что европейская авиационная отрасль ожидает сложного 2019 года, отмеченного колебаниями на рынке цен на топливо, замедлением роста числа пассажиров и приобретением более мелких авиакомпаний более крупными игроками. Тем не менее, сам Боинг должен выбраться из нынешней проблемы практически «сухим из воды».

«Авиационная отрасль в настоящее время находится в нисходящей части делового цикла. Тем не менее, мы считаем, что проблемы Boeing будут ограничены только моделью 737 MAX. Если не будут получены неожиданные данные от властей, которые могут нанести ущерб компании, самолеты вернутся в строй и в конечном итоге будут оцениваться по результатам их эксплуатации, а доверия большинства пассажиров будет восстановлено благодаря регламентным работам и решениям авиакомпании о возвращении к использованию самолета», – подводят итог аналитики.

Андрей Бочкарев