Некогда крупнейшая в мире компания Pan American World Airways в свое время отличалась новаторской авиацией, практически создав структуру регулярных воздушных перевозок в том виде, в котором мы ее видим сегодня. Мало кто знает, что компания также сыграла ключевую роль в стратегии США во время Второй мировой войны. Компания отвечала за поддержку строительства нескольких посадочных полос по всему миру и обучила сотни пилотов, техников по техническому обслуживанию, штурманов и радиооператоров. Она также выполняла множество рейсов для нужд армии, перевозила солдат и спасала беженцев, особенно в Китае. Кроме того, ее самолеты Clippers выполняли сверхсекретные миссии.
Среди наиболее важных операций – перевозка тогдашнего президента Соединенных Штатов Франклина Д. Рузвельта на встречу с премьер-министром Великобритании Уинстоном Черчиллем и советским лидером Иосифом Сталиным. Полет был выполнен на Boeing 314, который вылетел в Африку с президентом и небольшим сопровождением.
Еще одна малоизвестная миссия, которая помогла изменить ход войны, заключалась в транспортировке урана для Манхеттенского проекта. В 1940-х годах было известно и эксплуатировалось только три крупных месторождения урана: в Канаде, Чехословакии (ныне Чешской Республике) и в современном Габоне. После нацистской оккупации Бельгии, контролировавшей часть регионов Габона, союзники получили легкий доступ в Африку, которая, будучи мало защищена, обладала богатейшими запасами урановой руды. Проблема была только в транспортировке, поскольку необходимо было перевозить тонны руды в Соединенные Штаты в обстановке абсолютной секретности.
Использование военных самолетов поставило бы проект под угрозу, как использование морских судов, представлявших собой мишень немецких подводных лодок. Было принято решение применить для транспортировки руды Pan American Clippers. Примерно 75 процентов урана использованного в атомной бомбе «Малыш», сброшенной на Хиросиму, было транспортировано при помощи Pan American.
Андрей Бочкарев