Большая часть мирового флота из авиалайнеров Airbus A380 стала одной из первых жертв пандемии коронавируса. Сразу несколько операторов недавно начали отменять некоторые или все свои рейсы с использованием самолетов этого типа в первую очередь.
Снятие с рейсов Airbus A380 не должно вызывать удивления. Выполнение воздушных операций этими двухэтажными самолетами, очень популярными среди большинства путешественников, экономически оправдано, когда на борту все места заняты пассажирами. А сейчас это проблема для авиакомпаний, особенно во время непикового сезона, так как найти более полторы тысячи пассажиров на каждый рейс — непростая задача.
По данным компании Cofrance Sarl, в середине марта в состоянии летной годности было 241 бортов А380. В их число входили 10 самолетов A380 Korean Air, которая в первую очередь отменила их полеты, а затем последовали еще 100 из 145 машин разных типов. Компания Qantas в течение шести месяцев сняла с рейсов восемь из своих 12 самолетов A380, сократив к сентябрю предложение почти на четверть. В настоящее время только два A380 остаются во флоте австралийцев, а еще два проходят плановые технические работы и модернизацию салона.
Буквально через несколько дней после официального сообщения Lufthansa Group судьба самого большого двухэтажного самолета, находящегося в ее парке, была решена — эти машины, до мая или, возможно, даже дольше, до июня, будут ютиться на парковках в аэропортах Франкфурта и Мюнхена. Такая информация была получена нашим порталом из анонимного источника в руководстве группы LH.
Эти сообщения подтверждены в Твиттере пассажирами. Согласно их постам, после приземления экипаж немецкого перевозчика, поблагодарив за совместный рейс, сообщил пассажирам, что это был последний рейс перед тем, как машины задержутся в аэропорту на несколько недель.
Air France начала сокращать свой парк из 10 самолетов А380 незадолго до кризиса, и один из четырех вышедших “на пенсию” самолетов вылетел в Кнок, Ирландия, в феврале, где он будет буквально распилен. Предполагается, что дальнейшие досрочные сокращения флота A380 Air France весьма вероятны. Emirates на сегодняшний день является самым видным оператором A380 с парком из 115 таких самолетов. Арабский авиаперевозчик отменил рейсы около дюжины самолетов А380 и, согласно сообщениям прессы, пытается отложить прибытие последних заказанных восьми самолетов, которые должны быть поставлены к марту 2021 года.
Глобальные проблемы не в пользу A380
Уходящий директор IAG, Вилли Уолш, подчеркнул риски, с которыми операторы A380 могут столкнуться в случае кризиса воздушного движения, еще в 2016 году. Комментируя вопрос журналистов о том, может ли British Airways добавить еще несколько к флоту Super Jumbo, Вилли Уолш сказал: “Одна из проблем, о которых мы всегда знали, – это гибкость в случае экономического спада. К сожалению, A380 не будет работать в каждой части нашей сети сообщений, поэтому с этой точки зрения мы будем менее амбициозны (с точки зрения размера флота, чем Emirates … прим. редакции)”.
Конец А380
Стоит также добавить, что конец производственного цикла Airbus A380 быстро приближается. Поставка последнего SuperJumbo запланирована на следующий год, но его крылья покинули завод Airbus UK в Бротоне в первой половине февраля.
Конструкция очень большого двухэтажного самолета была мечтой нескольких производителей в этой отрасли. Они сбылись только в Airbus, который дал авиации A380-800. Но мечта осуществилась только технически, а не финансово, как показали события прошлого года. Есть несколько факторов, которые привели к провалу программы A380. Решение о приостановке производства аэробуса A380, названного SuperJumbo, является последним акцентом в одной из крупнейших промышленных инвестиций в Европе, быстро потерявшего интерес перевозчиков, больше не разделяющих концепцию Airbus об огромном четырехдвигательном самолете, предназначенном для борьбы с перегрузкой в крупнейших аэропортах мира. Приглашаем вас прочитать наш отчет “A380 – несбывшаяся мечта концерна Airbus. Почему это произошло — мнение экспертов нашего портала”.
Андрей Бочкарев