В конце 1960-х годов, когда небольшие турбореактивные двигатели уже стали доступны, во Франции начались строительные работы по созданию многоцелевого реактивного самолета среднего размера для 12 пассажиров. Самолет был сконструирован с учетом универсального применения: в качестве удобного делового, санитарного, легкого транспорта и даже учебно-тренировочного самолета.
Компании Sud Aviation и Nord Aviation изначально работали над проектом по отдельности, но в декабре 1967 года они объединили усилия для создания самолета SN 600. На начальном этапе проекта самолет получил название Diplomate, которое впоследствии было изменено на Corvette. После слияния двух компаний в 1970 году и создания консорциума Aérospatiale он стал первым проектом новой компании.
Самолет получил современную аэродинамическую систему. Он был спроектирован по схеме низкоплана, и оснащался двумя турбореактивными двигателями, размещенными в гондолах с обеих сторон задней части фюзеляжа. Горизонтальный стабилизатор располагался в передней части вертикальном над потоком выхлопных газов от двигателей. Планировалось использовать двигатели Pratt & Whitney Canada JT15D или SNECMA Turbomeca “Larzac” с низким расходом топлива. Благодаря этому самолет стал конкурентоспособным по отношению к самолетам с турбовинтовыми двигателями.
Бизнес-джет был приспособлен для полетов из небольших и плохо оборудованных аэропортов. Богатая механизация крыла состояла из щелевых закрылков Фаулера, трехкомпонентных спойлеров и воздушных тормозов на верхней и нижней поверхностях крыла. Шасси оснащено колесами низкого давления и антиблокировочной тормозной системой.
Строительство прототипа SN 600 началось в декабре 1968 года, впервые он поднялся в воздух 16 июля 1970 года. Опытный экземпляр был оснащен двигателями JT15D-1 мощностью 9,79 кН каждый. К сожалению, 23 марта 1971 года самолет потерпел крушение во время испытаний, проведя 270 часов в воздухе. В результате проб был внесен ряд изменений в конструкцию самолета, которая изменила обозначение SN 601 Corvette, позднее на Corvette 100. Основными изменениями являются расширение фюзеляжа и установка более мощных двигателей JT5D-4.
Расширение фюзеляжа позволило разместить 14 пассажирских мест в герметичном салоне. Экипаж из двух человек располагался в отдельной кабине. Самолет стандартно оснащен приборами для полетов в условиях плохой видимости. Остальная часть авионики устанавливалась в соответствии с заказом клиента.
Прототип SN 601 был испытан 20 декабря 1972 года, второй взлетел 7 марта 1973 года. Еще два самолета были построены для статических испытаний. Следующие два самолета присоединились к программе испытаний в ноябре 1973 года и январе 1974 года. Французский сертификат был выдан 28.05.1974, а сертификат Федерального авиационного управления США(FAA) – в сентябре того же года. В том же месяце первый покупатель, Air Alps, получил первый экземпляр самолета Corvette 100. Однако из-за отсутствия заказов было выпущено всего 40 самолетов, в том числе 39 экземпляров в версии SN 601. Серийное производство было прекращено в 1978 году.
Были разработаны еще три варианта самолета, ни один из которых не был построен. SN 602 был предложен для французских вооруженных сил как легкий транспортный самолет общего назначения. Он должен был быть оснащен турбореактивными двигателями SNECMA / Turbomeca М49 “Larzac 03” мощностью 13,2 кН каждый, которые также были силовой установкой учебного самолета Dassault-Breguet Dornier “Alpha Jet”. Следующая версия “Corvette 200” должна была получить новый фюзеляж, расширенный до 15,8 м, и салон, позволяющий принять на борт 18 человек. Версию “Corvette 300” предполагалось оснащать тремя двигателями.
Конструкция:
Цельнометаллический низкоплан. Экипаж – 2 человека, пассажиров – 12, затем 14.
Силовые установки – 2 турбореактивных двигателя:
– SN 600 – Pratt and Whitney of Canada JT15D-1 по 9,79 кН каждый,
– SN 601 – Pratt and Whitney of Canada JT15D-1 по 11,1 кН каждый.
Технические данные SN 601:
Размах крыльев – 12,87 м, длина – 13,83 м; высота – 4,23 м, площадь крыла – 22,0 м2.
Снаряженная масса – 3510 кг, взлетная масса – 6600 кг.
Максимальная скорость – 760 км/ч, экономичная крейсерская скорость – 566 км / ч, практический потолок – 12 500 м, дальность полета с максимальным запасом топлива и запасом на 45 мин. полета – 2555 км, дальность полета с 12 пассажирами и запасом топлива 45 минут – 1555 км.
Андрей Бочкарев