Правительство Испании объявило о подаче судебного иска против авиакомпаний, которые избегают возвращать деньги за билеты на рейсы, отмененные во время пандемии Covid-19. Список таких компаний включает в себя Lufthansa, Wizz Air и Ryanair.
Авиационная отрасль — одна из наиболее пострадавших от пандемии Covid-19. Кризис затронул не только авиакомпании, а также пассажиров купивших билеты на рейсы, которые так и не состоялись. Отчаявшиеся перевозчики делают все возможное, чтобы возвращать им деньги, а изменить их бронирование на другую дату. Некоторые из них, например, Wizz Air предлагают ваучеры на покупку новых билетов и добавляют к этому специальные скидки. Средства, вырученные за билеты, в настоящее время являются единственной возможностью, кроме государственной помощи, которая позволяет авиакомпаниям оставаться на плаву в условиях, когда им пришлось резко сократить количество рейсов. У Ryanair в настоящее время около 1 млрд евро таких платежей. И Европейская комиссия дала понять: именно пассажир выбирает, какую форму выбрать — изменение бронирования на другую дату, ваучер или возврат денег.
1 июня правительство в Мадриде объявило, что министерство по делам потребителей вскоре подаст в суд на перевозчиков, которые не возвращают деньги пассажирам, которые не намерены воспользоваться рейсом после возобновления сообщений. Кроме того, они скрывают от клиентов информацию об их правах, которая должна быть четко видна на сайтах перевозчиков. Испанцы, заявляя, что намерены прекратить такую практику сейчас и на будущее, упоминают в таком ключе 17 авиакомпаний: Ryanair, easyJet, Air Europa; Air France; Binter Canarias; Eurowings; Iberia (Iberia Express и Air Nostrum) ; Jet2; KLM; Latam Airlines; Lufthansa; Scandinavian Airlines (SAS); Transavia; Thomson Airways (TUI); United Airlines; Volotea и Wizzair.
В то же время, испанское министерство также требует, чтобы суд присудил возмещение пассажирам, которые уже приняли ваучеры, потому что они не были проинформированы о возможности возврата оплаченных денег. Бибиана Медиалдеа, юрист, уже выбранный министерством по делам потребителей, на которого ссылаются испанские СМИ, не сомневается: “Если авиакомпания отменяет рейс, пассажир имеет право вернуть деньги, уплаченные в течение недели после подачи соответствующих документов. На данный момент, однако, у нас есть много доказательств того, что закон не соблюдается”.
Испанцы намерены взыскать деньги в первую очередь с Ryanair, которая на нескольких европейских рынках, в том числе в Испании и Великобритании, была ранее признана в этом отношении самым покладистым перевозчиком. Цифры ошеломляющие, потому что только в Соединенном Королевстве в настоящее время ждут денег 84 проц. клиентов Ryanair, которые купили билеты на рейсы, которые были отменены в результате.
Ирландская авиакомпания не показывает хороших результатов по сравнению с конкурентами, поскольку в случае British Airways цифра составляет 23 процента и 19 – а случае с Jet2, хотя, когда речь идет о easyJet, возвращаемая сумма составляет 40-50 проц. от стоимости билета. EasyJet так объяснил журналистам причину такой политики: “Многие из наших клиентов решили не дождаться возврата денег, они в только ваучер, чтобы купить билет, который выдается автоматически”. Но на самом деле, если зайти на сайт easyJet, появляются следующие опции: “выберите свой рейс” или “получите ваучер”, информации о возможности возврата уплаченных денег нет.
Ryanair защищается
Представитель ирландского перевозчика заявил, что авиакомпания уже вернула 400 миллионов евро своим потенциальным пассажирам, что составляет более трети всей задолженности. Но в то же время руководство не скрывает, что призывает своих пассажиров воспользоваться предложением из 1000 рейсов, на которые ее самолеты вылетят с 1 июля. А в предложении есть рейсы даже на 2021 год.
Андрей Бочкарев