После объявления США о выходе из договоренностей с Ираном с 2018 года будет отозвана также лицензия для Boeing и Airbus на экспорт самолетов в эту страну. Об этом объявил министр финансов Стивен Мнухин.
Администрация в течение 90-180 дней вернет расширенные санкции в экономических отношениях с Ираном, в том числе, касающихся нефтегазового сектора и его трансакций с центральным банком. Они коснутся также экспорта самолетов, содержащих американские компоненты (авионика, двигатели), торговли металлами и попыток получения иностранной валюты в долларах властями Ирана.
Решение Д. Трампа означает срыв сделки по покупке 200 пассажирских самолетов, – 100 Airbus, 80 Boeing и 20 ATR – на общую сумму 38,3 млрд долларов. Срок действия лицензий на их экспорт, а также на экспорт запасных частей и услуг закончатся через 90 дней.
Airbus заявил, что серьезно изучит решение президента США, и на это потребуется время. Boeing пока будет вести консультации с администрацией о ближайших этапах, но выполнит решение, принятое властями. Глава концерна Деннис Майленбург еще в апреле заявил, что концерн не планировал поставок самолётов в Иран в текущем году, а план производства B777 не был связан с иранским заказом.
Стивен Мнухин сказал журналистам, что экспортные лицензии Airbus и Boeing будут отозваны В силу предварительной договоренности предусмотрены исключения для гражданских самолетов, запчастей и услуг, но их тоже могут отменить. Некоторые компании могут в течение ближайших трех месяцев ходатайствовать об исключении из этих санкций либо о новых экспортных лицензиях, но министр финансов не сказал какие. «Это будет рассматриваться в индивидуальном порядке, но общая цель – широкомасштабное введение санкций», – сказал он.
Иран заказал у Airbus 53 широкофюзеляжных самолета, а у Boeing – 30; но все должны быть произведены в будущем. Потеря этих заказов стала очередным ударом по программе новейшего A330neo. Airbus довольно агрессивно добивался на них заказов, в то время как Boeing был более сдержан. Портфель заказов широкофюзеляжных самолетов американского концерна не столь чувствителен для отказов Ирана.
Оба производителя не пострадали от потери заказов на 100 узкофюзеляжных самолетов, так как спрос на них столь велик, что не будет проблем с их продажей другим клиентам.
В несколько лучшей ситуации оказался производитель турбовинтовых самолетов ATR: из 20 заказанных он уже поставил 8 единиц., в этом году планировал поставить остальные, но в течение отведенных трех месяцев у него может получиться поставить только 1-2. Потом придется решать, что делать с остальными.
Андрей Бочкарев