Иностранные авиарегуляторы, в том числе Европейское EASA, готовят отчет, в котором очень нелестно отзываются о своих американских коллегах из Федерального авиационного агентства. Это первый подобный документ в истории, и его выводы неутешительны для американцев.
Из первых утечек из отчета, попавших в редакцию нашего портала, стало известно, что агентства из Европы, Канады, Китая, Индонезии, Объединенных Арабских Эмиратов и Бразилии, которые присоединились к Техническому обзору совместных органов (JATR), будут оспаривать решение FAA, позволившего B737 MAX летать с пассажирами, и изменения, внесенные Boeing в эту машину, не привлекли внимания американского регулятора, а сама FAA не поделилась информацией со своими зарубежными коллегами. В отчете утверждается, что американцам не хватает прозрачности в предоставленной информации, и авторы считают, что делегирование основных полномочий Boeing неприемлемо. Регуляторы также признали, что глубокие изменения, внесенные Boeing в MAX, ускользнули от внимания FAA.
Американское агентство не отвечает на электронные письма, отправленные СМИ, и, если оно решает ответить, оно отвечает, что не принято комментировать документы, которые еще не были опубликованы. Редакция портала demo.aviav.ru получила ответ следующего содержания: «JATR нужно больше времени, чтобы закончить свою работу. Мы ожидаем, что группа экспертов опубликует свои наблюдения и комментарии в ближайшие недели». С другой стороны, представитель Boeing подчеркивает, что он с нетерпением ждет этого отчета, и добавляет о тесном сотрудничестве с регуляторами, которые ожидают безопасного возвращения B737 MAX к нормальным воздушным операциям с таким же нетерпением.
Пока неизвестно, когда это произойдет. Сначала крайним сроком назывался сентябрь, затем октябрь. Уже известно, что эти даты нереальны. Может декабрь? Американские линии готовятся ждать до января. Они могут и не ошибаться, но в этом тоже нет уверенности. В любом случае перенесение даты наносит ущерб европейским перевозчикам, особенно чартерным и регулярным авиакомпаниям, таким, как чешские Smartwings, польская Polish Enter Air и немецкая German Tuifly, поскольку MAX могут летать без посадки намного дальше, чем обычные B737 или A320, например в Объединенные Арабские Эмираты или в Кабо-Верде.
Как будто этих проблем FAA и Boeing было недостаточно, американские парламентарии перешли к своему стилю управления и стандартам безопасности. Деннис Муйленбург, президент Boeing, главный инженер Джон Гамильтон и представители FAA были приглашены на слушания в Вашингтон в октябре. Дата опроса была назначена на 29 октября, в годовщину крушения MAX Lion Air, упавшего в Яванское море. Это «приглашение» было отправлено на следующий день после письма Конгресса, в котором они потребовали предоставить им возможность допросить всех сотрудников, занятых в производстве этих машин. Конгрессмены подчеркивают, что пока это приглашение, а не требование явки. Боинг не ответил, готов ли он отправить своих представителей в Вашингтон, но выразил сожаление, что Конгресс раскрыл частную переписку между компанией и парламентом.
Андрей Бочкарев