Имиджевый кризис Boeing может в будущем сказаться на его кредитном рейтинге

Американский производитель выразил надежду, что ближайшие недели пройдет последний раунд испытаний на симуляторах и что кризис, связанный с заземлением Boeing, войдет в финальную фазу. Тогда все сможет функционировать по-старому. Однако есть много признаков того, что корпорация сталкивается с серьезными изменениями.
Сам Boeing оценивает потери, связанные с неправильной сертификацией MAX,  приведшей к лавине катастроф (аварий, в результате которых погибли 346 человек, разбитых машин и потерь авиакомпаний) в 8 миллиардов долларов. И это только предварительные оценки. С самого начала стало понятно, что самой большой потерей может быть уверенность в Boeing.

«Жизнь людей всегда должна быть на первом месте. Немаловажна и репутация бренда. И этот бренд не только Boeing. Это вся Америка. То, чем является Америка в международной авиации и в мире», – сказала Сара Нельсон, председатель Американской ассоциации бортового персонала, комментируя первоначальное решение FAA не отменять эксплуатацию MAX. Напомним, что американцы были последними в мире, которые решили приостановить полеты 737. Это также не внушает доверия этому институту, что, например, приводит к решению EASA, европейского регулятора, о собственной техники.

Рынок больше не доверяет Boeing 

Рейтинговое агентство S & P Global Ratings объявило о понижении рейтинга компании со стабильного до негативного. Это ужасная новость для Boeing, несмотря на то, что американское агентство, базирующееся на Манхэттене, не входит в тройку самых важных и надежных рейтинговых компаний. Они состоят из рейтингов Fitch, Moody’s и Standard & Poor’s. Вместе эти три огромных агентства контролируют около 95 процентов рейтингового рынка в мире.

Изменение оценки перспективы, однако, является сигналом тревоги, который предвещает более серьезные проблемы. Если другие компании пойдут по стопам S & P Global Ratings то, учитывая затяжной кризис, станет вопросом времени, когда Boeing столкнется с более сложными условиями кредитования и увеличением обслуживания существующего долга.
S & P сообщило о негативном прогнозе по рейтингу Boeing вскоре после того, как выяснилось, что компания ввела в заблуждение Федеральное авиационное управление (FAA) по вопросам, касающимся сбоев и проблем с B737 MAX. Это привело к увеличению срока заземления этих машин.

По мнению агентства, отказ этих самолетов и их последующее заземление окажет долгосрочное негативное влияние на репутацию Группы, ее прибыльность и финансовую устойчивость. Кроме того, заземление может ослабить конкурентные позиции Boeing. К этому добавляются проблемы с 737NG, отмена некоторых заказов на Dreamliner и результаты продаж в целом в этом году. Учитывая все это, неудивительно, что рынок начинает видеть будущее Boeing во все более мрачных тонах.

Бизнес-модель провалилась?

Отчеты Boeing о сокрытии информации от FAA разозлили конгрессменов. Они требуют глубоких изменений в управлении группой и перестройки процесса сертификации машин. Напомним, что FAA, которой не хватало средств, привлекло сторонних специалистов для сертификации самолетов. Таким образом, MAX был протестирован и сертифицирован … сотрудниками Boeing. Хуже того, как показал отчет международных специалистов, компания принуждала своих сотрудников чтобы они во время сертификации быстрее и проще допускали самолеты к эксплуатации.

В минувшую пятницу (18 октября) Конгресс США получил доступ к внутренней переписке компании относительно 737 MAX. Как сообщил конгрессмен-демократ Питер ДеФазио, из этого следует, что Boeing недостаточно и с опозданием проинформировал Федеральное авиационное агентство (FAA) о проблемах, возникших с системой MCAS.

Со своей стороны, FAA сообщило, что оно получило эту ключевую информацию с задержкой в несколько месяцев, и только после этого попросило Boeing раскрыть все подробности о неисправности MCAS. «Дело не в том, что один человек допустил ошибку. Они не могут просто повесить все на него и сказать, что он был ответственен за все несчастья. Речь идет о корпоративной культуре, и я не думаю, что ситуация может быть решена, когда люди, которые являются ее частью, все еще работают в компании», – сказал он ДеФазио.

По словам конгрессмена, виновата система оплаты труда в Boeing. Это напрямую зависит от удовлетворенности инвесторов. Это делает компанию прибыльной. Не стоит обманываться тем, что игроки Уолл-стрит знают специфику каждой отрасли, в которую они инвестируют. Таблицы и списки доходят до них. Это побуждает компании максимизировать прибыль. В авиации это абсолютно недопустимо, потому что нарушение правил безопасности заканчивается ужасными трагедиями.

Президент Boeing Деннис Муйленбург должен появиться 29 октября перед Комитетом Сената по торговле и 30 октября в Конгрессе перед Комитетом по транспорту и инфраструктуре, председателем которого является ДеФазио. По словам конгрессмена, для FAA недопустимо доверить более 40 процентов деятельности и анализов, связанные с сертификацией самолетов Boeing, как это было в случае с B737 MAX и MCAS. «Нам нужно улучшить правила, которые подводят нас», – сказал ДеФазио, признав, что у него нет полномочий сажать кого-то в тюрьму. В то же время он отмечает, что прокурорское расследование по этому делу все еще продолжается.

Андрей Бочкарев