Icelandair планирует полностью заменить флот или блефует?

Авиакомпания Icelandair во время представления квартального отчета дала понять, что готовит изменения в своей политике формирования флота. Пока точно известно, что от этих изменений выиграет Airbus, но проиграет Boeing. Однако неизвестно, насколько глубокой будет эта перестройка.
Текущий парк Icelandair полностью состоит из самолетов американского производителя, это модели 757, 767 и 737 MAX. Шесть 737 MAX, принадлежащих авиакомпании (пять 737 MAX 8 и один 737 MAX 9), не летают с 12 марта, т.е. с тех пор, как их эксплуатация была приостановлена из-за сомнений, которые возникли после катастроф MAX, принадлежащих Lion Air и Ethiopian Airlines.

Согласно информации, раскрытой представителями перевозчика, возможны два варианта развития сценария. Первый предполагает пополнение парка самолетов A321, второй — полную замену нынешнего парка продукцией европейского консорциума.

Первый вариант означает добавление аэробусов в парк, так что вместе с MAX они позволят ускорить вывод 757-200. У Icelandair сегодня их 25, а весь парк состоит из 36 самолетов. Реализация второго сценария была бы довольно шокирующей. MAX не только совершенно новые и неиспользованные машины, но должны были стать основой для омоложения и модернизации парка Icelandair. В дополнение к уже существующим шести Boeing 737 перевозчик заказал еще десять самолетов этого типа –  пять «восьмерок» и «девяток».

Весьма вероятно, что открытая декларация Icelandair не раскрывает реальных намерений компании, а скорее представляет собой попытку оказать давление на Boeing, как это уже было сделано индонезийской Garuda. В настоящее время ведутся переговоры с производителем относительно финансовой компенсации за простой 737 MAX. Однако следует также учитывать и второй сценарий, в котором перевозчик действительно задается вопросом об отказе от машин, чья история омрачена двумя катастрофами. План возможной замены всего парка и начала сотрудничества с Airbus также имеет преимущество для создания однотипного парка, который проще и дешевле обслуживать. В долгосрочной перспективе это приносит ощутимую пользу, и момент для таких радикальных шагов кажется подходящим.

Андрей Бочкарев