Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) предупредила, что проект “Единое европейское небо” (SES), направленный на реформирование системы управления воздушным движением на Старом континенте, грозит провалом, если национальные политики не поддержат предложение Европейской комиссии по внедрению приостановленной инициативы.
“Бездействие государств означает, что ни одна из целей проекта еще не достигнута. Новое законодательство, предложенное Европейской Комиссией, — единственный способ форсировать реформы, которые отчаянно необходимы. Эгоизм и упорство ключевых стран ЕС и поставщиков аэронавигационного обслуживания (ПАНО) угрожают подорвать последние усилия Европейской комиссии” – не скрывал своего разочарования Вилли Уолш, глава IATA.
По мнению ассоциации, SES имеет важное значение для безопасного, устойчивого и эффективного европейского авиатранспортного сектора. Среди его преимуществ:
10-кратное улучшение показателей безопасности;
Больше предложений и меньше задержек, что обеспечит рост ВВП Европы на 245 миллиардов евро и один миллион дополнительных рабочих мест в год с 2035 года.
Снижение на 10 процентов авиационных выбросов в ЕС
“Кризис COVID-19 делает повышение эффективности SES более актуальным, чем когда-либо. Климатический кризис, в свою очередь, делает незаменимыми преимущества устойчивого развития. Европа много говорит о его важности. Однако пришло время поддержать акцию в SES этими словами. Если нынешние кризисы не являются достаточно убедительными факторами для реализации SES, трудно сказать, что должно случиться, чтобы это произошло”, — подчеркнул Уолш.
Предложение ЕС – это та мера, которая позволяет регулирующим органам обеспечивать выполнение целевых показателей. ИАТА поддерживает усилия ЕС и некоторых реформаторских стран, в том числе:
Создание независимых национальных регулирующих органов и регулирующего агентства в масштабах всего ЕС;
Оптимизации управления сетью сообщений для повышения эффективности, что поможет сократить задержки и выбросы.
“Управление воздушным движением – это монопольная деятельность. В любом другом секторе бизнеса монополии строго регулируются. Европейские страны делают громкие заявления о действиях по борьбе с изменением климата, но отказываются поддерживать реформы здравого смысла, которые заставили бы ПАНО сделать маршруты более эффективными. Несмотря на убытки в размере 27 миллиардов евро, понесенные европейскими авиакомпаниями в прошлом году, европейские ANSP требуют дальнейшего увеличения финансирования, имея по крайней мере 2,5 миллиарда евро наличными. Это чистое безумие. Вместо того чтобы внедрять решения в этот критический момент, многие страны готовятся заблокировать реформы, и мы сталкиваемся с серьезным риском отката назад”, — предупредил Уолш.
Многие европейские страны даже рассматривают возможность блокирования реформ в пользу альтернативного видения, которое ослабит цели и регулирующий надзор по сравнению с нынешним. По мнению ассоциации, это совершенно недопустимо и может привести к срыву всего пакета реформ.
“Чтобы исправить последствия такой катастрофы, потребуются годы. Мы упустим реальную возможность измениться, когда это будет остро необходимо. Окружающая среда и экономика Европы заплатят за это высокую цену, равно как и путешественники и авиакомпании. Настало время, чтобы государства положили конец многолетним недальновидным политическим маневрам и административному параличу и поддержали предложение ЕС о создании единого европейского неба”, — заключил Уолш.
Андрей Бочкарев